Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации в хореографии»
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ХОРЕОГРАФИЕЙ.
Эта тема по самообразованию выбрана мной не случайно. Родители приводят ко мне детей заниматься хореографией в 5 – 6 лет. Прежде всего, это желание родителей, чтобы их ребёнок танцевал. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы в дальнейшем занятия хореографией стали для ребёнка важной частью его жизни. Любой педагог знает, что заинтересованный ребёнок занимается лучше, интерес играет важную роль в формировании положительной мотивации к любой, в том числе и учебной деятельности.
Человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней.
МОТИВ – это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию (словарь под ред. Ожегова С.И.). Он может носить кратковременный характер, либо стабильный. Моя задача сформировать у детей, занимающихся в коллективе стабильную мотивацию к занятиям хореографией.Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я сама испытываю искренний интерес к своей деятельности и объективно отношусь к успехам и неудачам учеников.
На формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности влияют следующие педагогические факторы:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности;
сравнение сегодняшних собственных результатов ребёнка с предыдущими и только затем с общими нормами.
Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании мотивации к занятиям хореографией, несомненно, особо значимым является интерес. Он служит необходимой предпосылкой обучения.
В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должна быть направлена образовательная программа.
Мною разработана составительская программа «Детская хореография» для детей от 6 до 16 лет.
Цель программы: развитие личности ребёнка средствами хореографии.
Задачи:
- сформировать устойчивый интерес у детей к хореографии;
- развивать творческие способности воспитанников через танцевальное искусство;
- пробудить интерес к профессии хореографа.
По временным и возрастным характеристикам образовательная программа выстроена по ступеням взаимосвязанным между собой. Каждая последующая ступень является развитием, совершенствованием предыдущей.1 ступень – подготовительный уровень, 2 ступень – начальный уровень развития и обучения танцу, 3 ступень – основной уровень обучения хореографическому искусству, 4 ступень – повышенный уровень. Программа рассчитана на 12 лет обучения. Сохранность контингента детей в ансамбле говорит о сформированности у них интереса к хореографии. В программе предусмотрены развивающие музыкальные игры, упражнения на импровизацию, коллективные и индивидуальные формы работы с детьми. Всё это благоприятствует формированию мотивации к занятиям.
Лицом коллектива является репертуар. При составлении репертуара стараемся учитывать интересы детей. Так раньше в репертуаре были только народные танцы, но изучив интересы детей и родителей, я включила в образовательную программу и эстрадные танцы, как один из факторов формирования мотивации к занятию хореографией.
Особенно благоприятно действуют на детей собственные успехи, которые укрепляют их веру в свои силы и возможности. Для достижения ситуации успеха, как наиболее эффективного стимула формирования мотивации, я продумываю структуру занятия, использую различные формы обучения (игра – путешествие, импровизированный концерт и др.), методы и приёмы подачи учебного материала.
На занятиях я использую разнообразные игры, массовые танцы с пением, подговорки. Все эти приёмы помогают детям с интересом заниматься и выполнять танцевальные движения.
ПОДГОВОРКИ – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование подговорок способствует усвоению танцевальных движений. Любой танец состоит из логической цепочки танцевальных движений и их элементов. Красивое исполнение танца, самовыражение каждого ребёнка в нём зависят от качества усвоения и выполнения того или иного танцевального движения в отдельности. Подговорки удобный материал для решения этой задачи. Они образны, музыкальны, ритмичны. При исполнении одного танцевального этюда с подговоркой у ребёнка работают разные группы мышц и отрабатываются разные танцевальные движения.
П О Д ГО В О Р К И.
На развитие мягкости и выразительности рук.
Дуют, дуют ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Напекли мы пирожки.
Умение переставлять стопу с носка на пятку и комбинировать с перетопом.
Носок – пятка, перетоп,
Носок – пятка, перетоп.
Вот какие молодцы –
Мы танцоры удальцы!
Перенос тяжести тела с ноги на ногу – «маятник».
Вперёд –назад, вперёд-назад
Маятник качается.
Влево-вправо, влево-вправо
Детям очень нравится.
Подскок
Скок, скок, скок, скок!
Вот какой у нас подскок!
Ножку дружно поднимаем
И носочек книзу тянем.
Шаг с полуприседанием.
Шаг-присяду, шаг-присяду.
Это танец я учу.
Приседать я не устану.
Я танцором стать хочу.
Припадание.
Припадаем, припадаем,
Русский танец начинаем,
Как лебёдушки плывём,
Хоровод мы наш ведём!
Моталочка.
Я моталочку спляшу,
Малым деткам покажу,
Ножку правую сгибаю
И быстрее выпрямляю,
То же самое с тобой
Повторим ногой другой.
Гармошка.
В нашем доме у Тимошки
Есть красивая гармошка,
Пятки вместе, носки врозь-
Потанцуй, лениться брось.
Шаг с притопом.
Сух из лужи вышел гусь,
Но и ты теперь не трусь,
Шаг с притопом покажи,
А потом беги, кружи.
Галоп боковой.
Гоп, гоп, гоп, гоп,
Получается галоп.
Пятка пятку догоняй-
Пятка пятку выбивай.
Формированию интереса, а в дальнейшем и устойчивой мотивации к занятиям хореографией, помогают музыкальные игры, которые я часто использую на занятиях. Дети выполняют их с огромным желанием.
На занятиях использую творческие коллективные задания «Импровизация». На заданную тему и музыку группам детей предлагается составить танец из тех движений и элементов, которые изучались и отрабатывались на данном занятии. Эти задания дети выполняет с большим желанием. В нём они развивают творческие и коммуникативные навыки, артистичность, умение делать выбор, самостоятельность
Активно привлекаю воспитанников к участию в постановке новых танцев. В 2013-2014 учебном году готовится к представлению зрителям новый танец «Похожи на кораллы». Предыстория этого танца такова: девочки принесли на занятие диск с новой песней на английском языке. Музыка всем нам очень понравилась Я попросила девочек перевести на русский язык эту песню. В тексте песни есть слова: «Мы кружимся на дне бухты, мы танцуем, мы похожи на кораллы». Так появился сюжет нового танца. Для создания эскизов костюмов к танцу девочки прочитали литературу о кораллах, нашли материал о них в Интернете. После этого приступили к созданию эскизов костюмов к танцу.
Концертная деятельность занимает ведущее место в формировании мотивации у детей к занятиям хореографией. Поэтому выступления детей на концертах начинается со 2 года обучения. Сначала это выступления перед родителями, затем на уровне Центра детского творчества, а дети постарше у же выступают на городских праздниках. Мой детский коллектив постоянный участник таких городских праздничных концертов как: День защиты детей, День города, День Победы, Международный женский день 8 марта и другие. Особую радость доставляет детям творческий отчётный концерт хореографического коллектива «Визит», который проводится ежегодно в апреле. На концерт приглашаются все родители, администрация и педагоги ЦДТ, жители нашего города. На этом концерте мы показываем новые постановки и танцы прошлых лет, наиболее понравившиеся зрителям. Зал бывает полон зрителей на этом концерте и это несомненно нравится детям и вызывает желание продолжить занятия в нашем коллективе.
Репертуар нашего коллектива «Визит» включает 26 танцевальных номеров. Ежегодно репертуар коллектива пополняется новыми хореографическими постановками.
Успешность мотивации ребёнка и его статус в детском коллективе взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере у ребёнка развивается позитивные навыки общения. Специального внимания заслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты и т. п.) в группе, так как они ведут к задержкам в развитии личности. В случае долгого пребывания в такой группе отрицательные отношения порождают тревожность.
Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем возрасте. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мотив избегания неудач, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими людьми. Ребёнок, имеющий такой мотив, не прилагает максимум усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее. Поэтому в своём детском коллективе я стараюсь создать доброжелательную атмосферу на занятиях. Не допускаю критики детей, как со своей стороны, так и со стороны воспитанников коллектива. При организации работы детей в группах или парах, учу детей видеть при взаимооценке только положительное. Сама всегда озвучиваю при группе детей только положительные моменты каждого воспитанника. А о том, что не получается у кого-то, говорю при индивидуальной беседе.
Формированию детского коллектива помогают культурно-досуговые мероприятия, которые проводим с детьми и родителями. Особенно хочется отметить работу, направленную на формирование коллектива детей в летний период. Ежегодно в июне из воспитанников детского объединения «Визит» формируется отряд в оздоровительном лагере при ЦДТ. Это благоприятное время для формирования позитивных взаимоотношений между детьми. Здесь дети проводят вместе по 8 часов в день. Планируем вместе с детьми мероприятия, учитывая их интересы. Проводим много творческих дел, в которых дети могут раскрыть свои способности. Работают в лагере сменные органы самоуправления, то есть на каждое дело стараемся выбирать ответственными разных детей. Это помогает детям проявить себя и самоутвердиться в детском коллективе. В конце лагерной смены проводим анкетирование детей, по результатам которого можно судить о сформированности детского коллектива, выявить детей не принятых в детском коллективе и наметить пути дальнейшей работы по формированию взаимоотношений в коллективе.
Формирование мотивации у детей невозможно без знаний их индивидуальных особенностей. Поэтому предыдущей темой моего самообразования было «Психологические основы личностно-ориентированного подхода в работе с детьми на занятиях хореографией». Это помогло мне лучше узнать своих воспитанников и найти ключик к каждому из них.
Невозможно формировать мотивацию без сотрудничества с родителями. Это мои первые помощники в пошиве костюмов, проведении концертов. Для родителей традиционно проводим открытые учебные занятия, отчётные концерты, индивидуальные консультации по вопросам совместной работы по воспитанию их детей.