Просмотр содержимого документа
«Формирование общих компетенций»
Новые направления в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого.
В материалах ФГОС указано, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезные практики и т.д.
Овладение методами и приемами воспитательной работы со студентами, творческое применение их во внеклассной работе, поиск новых, наиболее рациональных методов воспитания и совершенствование –главная задача каждого куратора, ведь термин кура́тор от лат. curator,—( попечение) — тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом, в нашем случае это работа по созданию у наших студентов благоприятного морально-психологического климата в процессе обучения и развития.
Цель внеурочной деятельности-создание условий для становления компетентной, творческой личности обучающихся, достижения ими необходимых для жизни в обществе социального опыта и навыков. Формирование у обучающихся положительной «Я-концепции»
Условиями эффективности внеурочной работы являются следующие условия:
- добровольность участия;
-сочетание самодеятельности и инициативы студентов с направляющей ролью преподавателя;
- четкая организация и тщательная подготовка мероприятий;
- педагогическое стимулирование активности студентов;
Реализация внеурочной деятельности строится на различных принципах, таких как:
- принцип системности;
- принцип креативности;
- принцип системности и социальной значимости;
Но есть еще один очень важный принцип, опираясь на который, я осуществляю свою внеурочную деятельность. Это принцип гуманистической направленности- предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.
Использования гуманистической направленности воспитания, эффективно влияет на развитие у студента рефлексии и саморегуляции; на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости.
В Статье 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) говорится, что:
«Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования…»
«Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.
Основные принципы гуманистического подхода являются:
1.Партнёрская позиция
Слово «учить» понимается скорее в том смысле, который вкладывал в это слово Мартин Хайдеггер: «Учить», значит прежде всего «позволять учиться». Поэтому очень важно в первую очередь учитывать интересны своих подопечных, узнать их предпочтения. В педагогике эмоциональная чувствительность к себе и к другим, – необходимый и обязательный инструмент для учителя.
2.Создание «помогающих отношений».
В современных условиях развития науки и цивилизации происходит постоянное изменение и если мы хотим помочь подросткам выжить и увеличить их шансы прожить счастливую жизнь в постоянно меняющемся мире целью нашего обучения является такой тип, при котором педагог, занимая партнёрскую позицию, способствует развитию учащегося и может, что самое интересное, и сам научиться многому.
Дополнить гуманистическую модель можно еще на таких принципах как:
- Любовь к студентам. Самое важное, что должно присутствовать в учителе – это действительная любовь к детям, которую не сыграешь и не подделаешь. Любящий преподаватель должен проявлять неподдельные заботу и интерес к студентам, стараться больше узнать об их трудностях, успехах, индивидуальных особенностях и опираясь на эти показатели организовывать внеурочную деятельность
- Законная похвала
Похвала является одним из самых сильных инструментов учителя. Поэтому любую хорошую инициативу и заслуги должны быть отмечены преподавателем.
Создание атмосферы, благоприятной для обучения.
Прежде всего, о наличие такой атмосферы в группе можно судить по тому насколько у студентов присутствует ощущение психологической безопасности. Обстановка принятия и теплоты способствует тому, чтобы студенты не боятся сделать ошибку, проявить собственную активность.
Анализ своей внеурочной деятельности и интересы своих студентов я определяю с помощью специальной анкеты, которую мы заполняем после проведенного мероприятия, в которой ребят указывают насколько им понравилось мероприятие и что бы они хотели в дальнейшем.
Если вы когда-либо видели, как любящая мама относится к своему ребенку, вы знаете, что такое гуманистический подход. Для любящей мамы ребенок – это все, это ценность, это божество, он собрание всего лучшего не потому что он такой объективно, а потому что он такой в глазах мамы, которая его любит. Так и для нас каждый наш студент ценный и мы стараемся видеть в нем самое лучшее и воспитываем его, как своего ребенка, отдавая все самое лучшее.
Педагогические чтения
«Профессионализм педагога-залог качественного обучения