Каждый ребенок должен жить в семье. Это самое наилучшее место проживания, воспитания и развития будущего полноценного человека. Но жизнь иногда диктует нам свои правила…и ребенок лишается того, что называется семьей.
Ребенок попадает в учреждение, где таких как он много, и где всё общее - пища, одежда, игрушки и др. Он лишается самого важного фактора психического развития – наличия любящих взрослых, которые будут вести его по жизни и сопереживать ему. В детских домах сейчас созданы замечательные условия. Но, система любого сиротского учреждения не способна создать условия для полноценного развития детской личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы школы приемных родителей»
Из опыта работы школы приемных родителей
Рудненского детского дома
Социальный педагог Маруха Оксана Викторовна
Каждый ребенок должен жить в семье. Это самое наилучшее место проживания, воспитания и развития будущего полноценного человека. Но жизнь иногда диктует нам свои правила…и ребенок лишается того, что называется семьей.
Ребенок попадает в учреждение, где таких как он много, и где всё общее - пища, одежда, игрушки и др. Он лишается самого важного фактора психического развития – наличия любящих взрослых, которые будут вести его по жизни и сопереживать ему. В детских домах сейчас созданы замечательные условия. Но, система любого сиротского учреждения не способна создать условия для полноценного развития детской личности.
В КГУ «Рудненский детский дом» в сентябре 2011 года была открыта Школа примных родителей. В данной школе работают психолог, социальный педагог, медсестра, врач, воспитатель. Руководит всей работой директор детского дома. Мы тесно сотрудничаем с органами опеки и попечительства.
Основной целью работы нашей Школы приемных родителей (ШПР) является: подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи ШПР:
помочь кандидатам в усыновители, опекуны и попечители разобраться в своих чувствах и намерениях,
дать им системные знания, необходимые для успешного и надежного создания новой семьи,
морально и практически подготовить их к приему ребенка,
оказать помощь в овладении психологическими, педагогическими, юридическими и медицинскими знаниями;
Подготовка ведется по направлениям: социально-правовое, психологическое, медицинское.
В нашей школе проводятся консультации (очные или заочные) на разные интересующие темы, круглые столы, встречи.
В Рудненском детском доме работает свой сайт, где имеется рубрика «В помощь приемной семье», а так же размещены фотографии детей, желающих воспитываться в семье. На сайте можно задавать вопросы по устройства детей в семьи под различные формы.
В детский дом приходят граждане и приносят заключение о возможности быть кандидатом в опекуны или патронатные воспитатели, или направление на выбор и посещение ребенка, если это касается усыновления или удочерения. В нашей школе имеет 2 журнала: (журнал учета посещений кандидатов на семейное устройство и журнал учета посещаемости усыновляемых детей). В первый журнал мы вносим следующие данные: ФИО кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), патронатные воспитатели; адрес проживания, номер и дату направления на подбор и посещение органа опеки и попечительства или Управления образования; форму устройства в семью, ФИО предлагаемого ребенка дату рождения. Во втором журнале заносятся следующие данный: ФИО кандидатов в усыновители; страна, откуда прибыли кандидаты; ФИО ребенка которго посещают; дата посещения; подписи кандидатов и сопровождающих их лиц.
В самом начале с кандидатами провдится беседа на темы: причины принятия решения взять ребенка из детского дома; есть ли у них свои родные дети и какого возраста; согласен ли родной ребенок, чтобы у него или у нее появился братик или сестра из детского дома; какого пола ребенка они хотели бы принять в свою семью; какой по характеру должен быть этот ребенок и др. После беседы и внесения данных в журнал начинается процедура подбора ребенка. Мы показываем фотографии тех детей, которые примерно соответствуют представлениям кандидатов. Если не подошел ребенок, то мы показываем детей того возраста, который указан в заключении о возможности быть кандидатом в опекуны.
После того, как по фотографиям выбран ребенок или несколько детей, мы приглашаем
медика, для предоставления сведений о здоровье ребенка или детей;
знакомим с личным делом ребенка;
приглашаем воспитателя вместе с ребенком или только воспитателя (смотрим по обстоятельствам) для того, чтобы педагог рассказал о ребенке, о его интересах, о его проблемах в обучении и воспитании (если такие имеются)
Как только определился кандидат с тем, какого ребенка он будет брать, социальный педагог, педагог – психолог вместе с ребенком и кандидатами проходит в специально оборудованну для встречь гостевую комнату для первой встречи. Специалисты нашей школы помогают установить первичный контакт. Вместе играют, рисуют, лепят, собирают пазлы, строят из конструктора постройки; не навязчиво задают ребенку вопросы; рассказывают о семье кандидатов. Затем на несколько минут специалисты детского дома выходят из гостевой комнаты, оставляя ребенка и кандидатов одних, наблюдают за ними со стороны.
Хотя в Кодексе РК «О браке (супружестве) и семье» не обговаривается, сколько дней должен посещать ребенка кандидат в опекуны или в патронатные воспитатели, мы рекомендуем гражданам несколько дней поездить к ребенку для того, что бы наладить контакт и понять до конца, что именно этот ребенок ему нужен.
Бывает так, что после первой встречи кандидат говорит о том, что он ошибся, его что-то конкретное насторожило и он желает посмотреть другого ребенка.
Опыт показывает, что чем самоуверенней в своих силах кандидат, тем чаще у него возникают проблемы в семье с ребенком, которого он принял в свою семью. У тех кандидатов, у которых возникает очень много вопросов, которые, как они выражаются «мы боимся, что вдруг мы не понравимся ребенку, или у нас что-то не получится», у них период адаптации ребенка в семье проходит благоприятнее.
Чтобы не допустить распада приёмных семей и связанных с этим психических травм у детей, мы стараемся тщательно провести подбор ребенка в конкретно взятую семью и дальнейшее их сопровождение. Подбор ребенка у нас занимает около 3 часов
Передача ребенка в семью осуществляется на основании постановления акимата о назначении опекуна или попечителя или на основании договора о передачи на патронатное воспитание или на основании решения суда об усыновлении.
Так, начиная с 2011 года, в семьи граждан под различные семейные формы мы передали 113 человек. Из них под:
опеку (попечительство) – 62 чел;
патронат – 24 чел;
усыновление – 6 чел;
возвращены в кровные семьи – 21 чел.
К сожалению, из общего количества переданных нами детей, двум нашим деткам не повезло, их вернули в детский дом.
А возврат в детский дом воспринимается ребёнком как предательство, может стать непреодолимой психической травмой для него, однажды уже лишившегося родителей. Психологи отмечают, что такие дети невротичны, агрессивны, необщительны. У них развиваются комплексы неполноценности, недоверия к окружающему миру.
В Школе приемных родителей Рудненского детского дома кандидаты могут:
Реально оценить собственные силы и возможности для принятия ребенка в семью;
Понять особенности развития и состояния здоровья детей;
Узнать о реалиях тайны усыновления, о проблемах контакта с биологическими родственниками;
Узнать про типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования;
Изучить педагогические приемы, помогающие общению с детьми, способствующие компенсации моральных травм и негативного жизненного опыта у детей.
Изучить особенности и этапы адаптации ребенка в новой семье;
Подготовить родственников к принятию нового члена семьи.
Изучить особенности возрастной психологии детей. Узнать возрастные этапы и кризисы развития ребенка, их особенности. Понять различия способов взаимодействия с детьми разного возраста;
Понять, как правильно знакомиться с ребенком в учреждении, как наладить с ним отношения;
Понять, что происходит в процессе адаптации ребенка в семье и научиться понимать поведение детей.
Важно знать, что приемный ребенок, отличается от родного. У наших детей зачастую наблюдается отставание в развитии. Они не имеют положительного опыта проживания в семье. Воспитание ребенка вне семьи часто сопровождается нарушениями социального, физического, психического развития
Собрав сведения о семьях, где сейчас проживают наши бывшие воспитанники мы ещё раз убеждаемся в том, что Школы приемных родителей нужны. Дети в семьях стали активнее развиваться, приобрели положительный социальный опыт, у них снизились показатели тревожности, агрессивности, замкнутости.
В настоящее время Школа приемных родителей Рудненского детского домапродолжает процесс планомерного определения детей в семьи.