kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личностный рост учителя в ходе педагогического процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале своего трудового пути вряд ли учитель осознает всю меру ответственности перед человечеством, которую добровольно принимает на себя. Это понимание приходит с годами. Выпускник, вступая в большую жизнь, унесет с собой не только те знания, которые дал ему учитель, но ошибки и сомнения учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Личностный рост учителя в ходе педагогического процесса»


Приложение 1

Анкета для учащихся и учителей.


Укажите 5-7 наиболее значимых качеств учителя- профессионала


  1. Личное обаяние (внимательное искреннее отношение к окружающим).

  2. Использует интересную информацию на и вне урока.

  3. Проявляет собственную (оригинальную) точку зрения, понимание предмета.

  4. Стремиться поддерживать любую инициативу, совместную творческую деятельность в процессе урока.

  5. Предъявляет единые требования (ко всем учащимся на всех этапах работы);

  6. Склонен к юмору, доброй шутке.

  7. Умеет заметить и поддержать любой успех ученика.

  8. Проявляет тактичность, корректность по отношению к другим.

  9. Терпелив и терпим.

  10. Умеет уважать чужое мнение.

  11. Способен понимать и чувствовать другого человека.

  12. Признаёт свои ошибки.

  13. Имеет значимые для учащихся умения и интересы.

  14. Поддерживает дисциплину.

  15. Знает свой предмет и умеет сделать его доступным.

  16. Объективно оценивает знания учеников.













Тема: «Личностный рост учителя в ходе педагогического процесса».


В начале своего трудового пути вряд ли учитель осознает всю меру ответственности перед человечеством, которую добровольно принимает на себя. Это понимание приходит с годами.

Выпускник, вступая в большую жизнь, унесет с собой не только те знания, которые дал ему учитель, но ошибки и сомнения учителя.

Так каким же должен быть учитель, чтобы оправдать доверие детей, родителей, чтобы выполнить все задачи обучения и воспитания, которые ставит перед ним современное общество, условия жизни?

Конечно, учитель должен быть мастером, должен стремиться к безупречному владению своим ремеслом .

Я, как учитель по профессии «Штукатур», стараюсь использовать инновационные педагогические технологии в организации учебного процесса. Совместно с учителем по профессии «Чертежник» Федотовой С.Н. провела интегрированный урок по теме «Основные правила нанесения размеров на чертежах», на котором были найдены как сходства, так и различия в нанесении размеров в машиностроительных и строительных чертежах. На областном семинаре провела урок-практикум на тему «Нанесение раствора на оштукатуриваемую поверхность способом «набрасывания» с помощью кельмы с сокола», используя мультимедийную презентацию. При практическом показе данного способа нанесения раствора невозможно детально показать путь движения раствора от растворного ящика до оштукатуриваемой поверхности, а при использовании мультимедийных возможностей это возможно.

Вместе с тем, безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессионализма.

В педагогической деятельности очень трудно, а порой и невозможно разделить профессиональный и личностный аспекты. Нельзя рассматривать повышение психолого- педагогической компетентности учителя вне связи с развитием его личности. Эта связь служит основным инструментарием, средством достижения психолого- педагогического результата.

Профессия учителя опасна в плане личностного развития. В данной профессии мы быстрее «консервируемся»: т.е. у нас чаще всего увеличивается консервативность взглядов, поведение становится всё более «ритуальным», автоматизмы вытесняют сознательный выбор. Чтобы этого не произошло, необходим постоянный личностный рост учителя.

Личностный рост предполагает ревизию структурных компонентов личности, ценностных и смысловых аспектов; свежий взгляд на привычное, открытость к информации; решение проблем, конфликтных ситуаций, а самое главное- жизнелюбие.

Единство профессионального и личностного компонентов деятельности заложено в профессионально значимых личностных качествах учителя.

В идеале учитель должен ясно понимать самоценность образования, есть такое выражение : быть «человеком в культуре», прекрасно знать собственный предмет, педагогику и психологию, использовать личностно- ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.

Наиболее актуальны функции учителя:

    1. Учитель как собеседник - это функция эмоциональной поддержки.

Ты должен уметь соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии: проявлять внимание к интересам ученика, обращённость к нему. Чтобы работать в русле личностного роста я учусь работать с эмоциональными проявлениями, как своими так и учеников.

    • Также стараюсь уважать и понимать чувства учеников - не игнорирую эмоциональные проявления ученика, а иначе можно вызыть в ученике чувство обиды и даже враждебности;

    • Проявляю искренность своих чувств – реагирую на подлинные чувства ученика, а не на чувства, которые я, как учитель, могу неверно приписывать ученику;

    • Избеганию обобщённых высказываний


Вторая функция :Учитель как исследователь.

        1. Я как учитель самостоятельно стараюсь обнаружить психологические проблемы, а также решение конкретных практических задач в контексте реальности;

        2. Использую психодиагностические методы;

        3. Стараюсь внедрять в учебный процесс развивающие технологии личностного роста.


Третья функция. Учитель как человек, создающий условия для учения.

На уроках стараюсь не только передавать знания, но и создавать ребёнку условия для самостоятельного их открытия и обнаружения, стараюсь помочь в усвоении и освоении нового.

Четвертая функция.Учитель как эксперт.

Учителю необходимо обладать глубокими системными знаниями, разносторонними практическими навыками, чтобы вырастить потребность ученика в учителе. Поэтому я, как учитель, стараюсь быть настолько компетентна в области знаний, чтобы могла свободно владеть материалом без специальной подготовки.

И так, личность учителя многогранна и разнообразна. У нас в комбинате психологом Костиной Евгенией Леонидовной в конце 2012-2013 учебного года проводилось тестирование учеников 11 классов по профессии «Водитель транспортных средств категории В», чтобы определить наиболее значимые черты учителя- профессионала для учащихся.

Тестирование показало, что учащиеся предпочитают учителя с высоко развитыми профессиональными и личностными качествами. Результаты анкетирования учителей подтверждают эти качества:

1. Знание предмета, умение сделать его доступным.

2.Умение заметить и поддержать любой успех ученика.

3.Тактичность и корректность.

4.Единые требования ко всем учащимся.

5.Признание своих ошибок, объективная оценка знаний.

На основании таких результатов делаем выводы:

    1. Что достижение цели педагогического процесса невозможно без личностного роста педагога;

    2. Также, в результате педагогического процесса, при определённых условиях, должен происходить личностный рост педагога.

Учитель, обучая учеников, развивается и в профессиональном и личностном плане, т.е. личностный рост учителя является результатом педагогического процесса. Но, не следует думать, что проработав несколько лет учителем, не работая над собой, вы станете мастером своего дела. Чтобы стать настоящим профессионалом, нужно непрестанно трудиться над совершенствованием своего мастерства.
























Тема: «Личностный рост учителя в ходе педагогического процесса».


В начале своего трудового пути вряд ли учитель осознает всю меру ответственности перед человечеством, которую добровольно принимает на себя. Это понимание приходит с годами.

Выпускник, вступая в большую жизнь, унесет с собой не только те знания, которые дал ему учитель, но ошибки и сомнения учителя.

Конечно, учитель должен быть мастером, должен стремиться к безупречному владению своим ремеслом .

Я, как учитель по профессии «Штукатур», стараюсь использовать инновационные педагогические технологии в организации учебного процесса. Совместно с учителем по профессии «Чертежник» Федотовой С.Н. провела интегрированный урок по теме «Основные правила нанесения размеров на чертежах», на котором были найдены как сходства, так и различия в нанесении размеров в машиностроительных и строительных чертежах. На областном семинаре провела урок-практикум на тему «Нанесение раствора на оштукатуриваемую поверхность способом «набрасывания» с помощью кельмы с сокола», используя мультимедийную презентацию. При практическом показе данного способа нанесения раствора невозможно детально показать путь движения раствора от растворного ящика до оштукатуриваемой поверхности, а при использовании мультимедийных возможностей это возможно.

Вместе с тем, безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессионализма.

В педагогической деятельности очень трудно, а порой и невозможно разделить профессиональный и личностный аспекты. Нельзя рассматривать повышение психолого- педагогической компетентности учителя вне связи с развитием его личности. Эта связь служит основным инструментарием, средством достижения психолого- педагогического результата.

Профессия учителя опасна в плане личностного развития. В данной профессии мы быстрее «консервируемся»: чаще всего увеличивается консервативность взглядов, поведение становится всё более «ритуальным», автоматизмы вытесняют сознательный выбор. Чтобы этого не произошло, необходим постоянный личностный рост учителя.

Личностный рост предполагает ревизию структурных компонентов личности, ценностных и смысловых аспектов; свежий взгляд на привычное, открытость к информации; решение проблем, конфликтных ситуаций, а самое главное- жизнелюбие.

Единство профессионального и личностного компонентов деятельности заложено в профессионально значимых личностных качествах учителя.


Развитие профессионально значимых личностных качеств (ПЗЛК) можно считать главным условием формирования профессиональной компетентности. ПЗЛК служат предметом исследования не один десят лет ( П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Разработана карта, в которой содержится структура и примерное содержание основных профессионально- значимых показателей личности и эффективности профессиональной деятельности учителя. Эта карта поможет учителю определить уровень развития ПЗЛК.

По карте можно определить психологические черты личности учителя как индивидуальности: эмоциональную стабильность, самооценку, направленность основных притязаний личности.

Используя карту, можно характеризовать учителя в структуре межличностных отношений: степень автократизма, демократизма и либерализма, реагирование на конфликтные ситуации, а также с позиций его профессионализма.

В идеале учитель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать собственный предмет, педагогику и психологию, использовать личностно- ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.

Наиболее актуальны функции учителя:

  • Эмоциональная поддержка;

  • Исследовательская;

  • Фасилитаторская (способствовать ученику в усвоении и освоении нового);

  • Экспертная.


Наиболее актуальны функции учителя:

    1. Учитель как собеседник - это функция эмоциональной поддержки.

Ты должен не только обладать знанием и опятом его передачи, но и уметь соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии: проявлять внимание к интересам ученика, обращённость к нему. Чтобы работать в русле личностного роста я учусь работать с эмоциональными проявлениями, как своими, так и учеников.

    • Также стараюсь уважать и понимать чувства учеников - не игнорирую эмоциональные проявления ученика, а иначе можно вызыть в ученике чувство обиды и даже враждебности;

    • Проявляю искренность своих чувств – реагирую на подлинные чувства ученика, а не на чувства, которые я, как учитель, могу неверно приписывать ученику;

    • Избеганию обобщённых высказываний



    1. Учитель как исследователь.

        1. Я как учитель самостоятельно стараюсь обнаружить психологические проблемы, а также решение конкретных практических задач в контексте реальности;

        2. Использую психодиагностические методы;

        3. Стараюсь внедрять в учебный процесс развивающие технологии личностного роста.


3. Учитель как человек, создающий условия для учения.

На уроках стараюсь не только передавать знания, но и создавать ребёнку условия для самостоятельного их открытия и обнаружения, стараюсь помочь в усвоении и освоении нового.

4. Учитель как эксперт.

Учителю необходимо обладать глубокими системными знаниями, разносторонними практическими навыками, чтобы вырастить потребность ученика в учителе. Поэтому я, как учитель, стараюсь быть настолько компетентна в области знаний, чтобы могла свободно владеть материалом без специальной подготовки.

И так, личность учителя многогранна и разнообразна. У нас в комбинате психологом Костиной Евгенией Леонидовной в конце 2012-2013 учебного года проводилось тестирование учеников 11 классов по профессии «Водитель транспортных средств категории В», чтобы определить наиболее значимые черты учителя- профессионала для учащихся.

Тестирование показало, что учащиеся предпочитают учителя с высоко развитыми профессиональными и личностными качествами. Результаты анкетирования учителей подтверждают эти качества:

1. Знание предмета, умение сделать его доступным.

2.Умение заметить и поддержать любой успех ученика.

3.Тактичность и корректность.

4.Единые требования ко всем учащимся.

5.Признание своих ошибок, объективная оценка знаний.

На основании таких результатов делаем выводы:

    1. Что достижение цели педагогического процесса невозможно без личностного роста педагога;

    2. Также, в результате педагогического процесса, при определённых условиях, должен происходить личностный рост педагога.

Учитель, обучая учеников, развивается и в профессиональном и личностном плане, т.е. личностный рост учителя является результатом педагогического процесса. Но, не следует думать, что проработав несколько лет учителем, не работая над собой, вы станете мастером своего дела. Чтобы стать настоящим профессионалом, нужно непрестанно трудиться над совершенствованием своего мастерства.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Личностный рост учителя в ходе педагогического процесса

Автор: Назарова Галина Андреевна

Дата: 30.11.2016

Номер свидетельства: 364196

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Личностный рост преподавателя в ходе педагогического процесса в МБУДО ЦТОиДТТ"
    ["seo_title"] => string(80) "lichnostnyi_rost_priepodavatielia_v_khodie_piedaghoghichieskogho_protsiessa_v_mb"
    ["file_id"] => string(6) "425017"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1502103508"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Повышение профессиональной компетентности в работе учителя - логопеда в условиях ФГОС."
    ["seo_title"] => string(87) "povyshieniieprofiessionalnoikompietientnostivrabotieuchitielialoghopiedavusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "285737"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454241483"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Научная статья "Проблема совершенствования профессиональной компетентности учителя русского языка в школе с полиэтническим контингентом""
    ["seo_title"] => string(156) "nauchnaia-stat-ia-probliema-soviershienstvovaniia-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-russkogho-iazyka-v-shkolie-s-polietnichieskim-kontinghientom"
    ["file_id"] => string(6) "178000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424763163"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства