Программа профильного лагеря экологической направленности
Программа профильного лагеря экологической направленности
В общении с природой заложен огромный потенциал развития личности. Программа по своей направленности включает различные виды деятельности, формирует бережное отношение к природе, экологическцую культуру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа профильного лагеря экологической направленности»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Демянская средняя школа имени Героя Советского Союза А.Н. Дехтяренко»
Утверждена
приказом директора
от 11.05.2017 г. № 53
ПРОГРАММА
профильного лагеря
с дневным пребыванием детей
экологической направленности
«Радуга»
«Зеленый патруль»
п. Демянск
2017 год
Введение.
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию экологической культуры.
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Программа «Зелёный патруль» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления воспитания, оздоровления и отдыха детей в условиях лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены. Продолжительность пребывания детей в лагере -15 дней, лагерь организуется в июне, количество смен - одна.
Программа ориентирована на учащихся 7-8, 10 классов.
Условия работы лагеря:
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Демянской средней школы имени Героя Советского Союза А.Н. Дехтяренко» с пребыванием детей с 800 до 1400 и организацией двухразового питания. Для каждого отряда выделяется помещение (классная комната).
Концептуальные основы деятельности.
Цель:
Создание условия для успешной организации экологического взаимодействия школьников с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка и обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребёнка на основе его включения в жизнедеятельность летнего лагеря.
Задачи:
Создание целостного подхода к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.
Формирование у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
Формирование положительного отношения к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.
Развитие творческих способностей воспитанников. Включение детей в различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.
воспитание национального самосознания, любви к малой родине;
воспитание культуры поведения;
адаптация детей и подростков к новому коллективу;
формирование навыков санитарно-гигиенической культуры, оздоровления организма.
Принципы деятельности лагеря:
гуманизм;
демократизм;
индивидуализация и дифференциация;
систематичность;
развивающее обучение;
интеграция интеллектуального, эстетического и физического развития.
Система стимулирования воспитанников:
Поощрение призами, благодарностями и грамотами за успехи в интеллектуальной, творческой, трудовой и спортивной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение:
Для того чтобы создать в коллективе благоприятный и психологический климат и условия для развития способностей и индивидуальности подростков, проводится анкетирование:
в организационный период – узнать ожидания и привлекательные виды деятельности, умения и интересы;
в заключительный период – понять, насколько реализованы ожидания детей, проанализировать результаты педагогического труда.
(приложение 1)
Содержание деятельности.
Любая деятельность в лагере должна быть посильна для конкретной личности и сложной (содержательно и технологически) для неё же, требовать интеллектуального, физического и эмоционального напряжения. Она должна быть привлекательной и соответствовать интересам личности, содержать эффект новизны, способствовать творчеству, самостоятельности.
Экологическое направление представлено
Природоохранной деятельностью
Исследовательской деятельностью
Творческой деятельностью
В рамках природоохранной деятельности проводятся экологические десанты, акции «Чистый берег», «Чистый школьный двор», «Пестрая клумба» и др.
Исследовательская деятельность предполагает ознакомление с флорой и фауной Новгородской области, изучение морфофизиологических особенностей редких растений, выявление экологических проблем, подготовка к реализации и реализация экологических проектов.
Творчество - неизменный спутник детства. Конкурсы рисунков, поделок, плакатов, викторины, художественная самодеятельность экологической направленности – позволяют ребятам развить свои способности.
Оздоровительная деятельность направлена на укрепление здоровья и воспитания здорового образа жизни. Режим дня соответствует гигиеническим требованиям, предъявленным к режиму: сочетание образовательной деятельности и содержательного отдыха, пребывание на воздухе, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий. Одна из содержательных линий программы включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми. Одним из видов оздоровительной деятельности представлены походы (одно - двухдневные).
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Это осуществляется благодаря продуманной организованной системе планирования работы лагеря.
Содержание деятельности по блокам:
Здоровым быть модно
Занятия с элементами тренинга, беседы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; проведение утренней зарядки, спортивные игры и соревнования; С-витаминизация, йодизация продуктов.
Необычное в обычном
Занятия с элементами тренинга по развитию творческих способностей.
Радуга талантов
Конкурсные мероприятия, посещение музеев, организация концертов, участие в мероприятиях.
Экологическая работа
Работа по социальным проектам: «Пёстрая клумба», «Чистый двор», борьба с сорной растительностью, выпуск газет, экологические рейды, акция «Чистый берег».
Работа на пришкольном участке.
Посадка растений, полив, рыхление, прополка участка; разбивка клумб, бордюров.
Ритуалы лагеря
Название отряда, девиз, утреннее построение, подведение итога дня, подъём и спуск государственного флага РФ отличившимся воспитанниками
Механизм реализации программы
Подготовительный этап включает:
Подбор кадров;
Комплектование отряда;
Разработку документации.
Организационный этап включает:
Выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
Сплочение отряда;
Формирование законов и условий совместной работы;
Подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
Основной этап включает реализацию основных положений программы. Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
Познают, отдыхают, трудятся;
Делают открытия в себе, в окружающем мире;
Учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
Развивают способность доверять себе и другим;
Укрепляют своё здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок, отражающий основные моменты деятельности.
Заключительный этап.
Педагогический анализ результатов.
Кадровое обеспечение программы.
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
Начальник лагеря и педагогический состав назначаются из числа работников ОУ.
Начальник лагеря планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность работы.
Педагоги – организуют образовательную, оздоровительную и досуговую деятельность, отвечают за жизнь, здоровье и безопасность детей и подростков.
В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения, работники культуры, районной библиотеки, медицинский работник.
С целью реализации программы воспитания и социализации в рамках работы лагеря организуются профессиональные пробы – деятельность трудового отряда десятиклассников, выполняющих функции помощников воспитателей (вожатых).
Финансирование.
Лагерь содержится за счёт средств муниципального бюджета.
Другими источниками финансирования могут быть:
Внебюджетние средства;
Благотворительный взнос родителей (законных представителей);
Добровольные пожертвования других физических и юридических лиц.
Прогнозирование ожидаемых результатов.
Понимание необходимости бережного отношения к природе.
Приобретение опыта экологической деятельности.
Обеспечение психологической и социальной комфортности самочувствия детей.
Укрепление здоровья воспитанников.
Развитие творческой активности каждого ребёнка.
Развитие познавательных потребностей подростков.
Обогащение опыта исследовательской деятельности.
Приобретение педагогического опыта через осуществление профессиональной пробы.
Приложение 1.
Анкеты
Проводятся в начале основного периода смены.
Мир моих увлечений.
Я увлекаюсь
Я могу научить
Я хочу научиться
Недописанный тезис.
Допиши предложение:
Чтобы в лагере было интересно, нужно…
Отношения между детьми и педагогами будут лучше, если…
Если бы я был руководителем лагеря, то…
Мне сложно…
Я хотел бы поучаствовать в…
Проводятся в заключительный период смены.
А напоследок я скажу…
С каким настроением ты прощаешься с лагерем?
Что из смены запомнилось больше всего?
Какое из проведены дел тебе понравилось больше всего?
Если бы ты был организатором лагеря, что бы ты изменил?
Нравится ли тебе твой отряд?
Что для тебя было самым трудным?
Чему ты научился во время лагерной смены?
Какие проблемы ты хотел бы обсудить в последний вечер?
Как ты считаешь, мог бы ты время, проведённое в лагере, провести где-нибудь интереснее и полезнее для себя?
Хочешь ли ты стать участником лагеря в следующем году?
Круг.
Задание: на листе бумаги нарисуйте круг. Заштрихуйте часть круга, соответствующую вашей удовлетворённости жизни в лагере за прошедший период.