Рабочая программа "Духовно - нравственная культура народов России"
Рабочая программа "Духовно - нравственная культура народов России"
Рабочая программа создана для учащихся 5-6 классов. Это программа внеурочной деятельности. Данная рабочая программа соответствует ФГОС. Она содержит пояснительную записку, где обозначены цели и задачи, планируемые результаты, содержание курса, календарно - тематическое планирование и список литературы. Программа знакомит учащихся с духовно-нравственной культурой народов России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Духовно - нравственная культура народов России" »
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования предполагается изучение предметной области «Духовно-нравственная культура народов России».
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Российское государство – союз многих народов, каждый из которых имеет свою многовековую историю, культуру, традиции и обычаи. Конституция РФ признает национальное и конфессиональное многообразие российского общества, гарантирует уважение к людям любого вероисповедания и национальной принадлежности.
Существование государства, общества, системы образования невозможно без учета всех перечисленных особенностей современного общества. Поэтому школьники должны приобретать устойчивые нравственные ориентиры, усваивать правила общественной жизни, нормы морали.
Цели и задачи:
- развитие представлений школьников о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
– развитие диалога культур, воспитание толерантных чувств, уважительного
отношения к людям, исповедующим разные религии или не исповедующим никакой;
– воспитание интереса к религиозной культуре, осознание места и роли
религий в развитии культуры общества и конкретного человека;
- воспитание способности к восприятию накопленной разными народами
духовно-нравственной культуры;
- осознание того, что человеческое общество и
конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному;
- формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности
зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;
- осознание того, что современная духовно-нравственная культура является
наследием деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в эпосе, фольклоре, общенародных праздниках и религиозных обрядах;
- формирование убеждения в том, что отношение к члену общества
определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозными убеждениями, а нравственным характером его поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Предмет «Духовно-нравственная культура народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, обществознанием, литературой, историей, изобразительного искусством.
Предмет «Духовно-нравственная культура народов России» изучается на ступени основного общего образования в 5 - 6 классе в объеме по 34 часа, исходя из 1 часа в неделю.
Результаты изучения содержания курса
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии и культурные особенности разных народов;
- умение различать народы, описывать памятники культуры и культурные традиции, используя основные и дополнительные источники информации;
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
Деятельности;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог, работать в коллективе;
- умение проводить поиск информации в научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь, культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам;
- овладение навыками чтения и осмысления текстов различных стилей и
жанров, в том числе религиозного характера;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров.
Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей родной культуре;
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире;
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
К концу обучения учащиеся научатся:
- Воспроизводитьполученную информацию, приводить примеры из
прочитанных текстов;
- Анализироватьобщность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, литературных и религиозных текстах;
- Выделять и формулировать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;
- Оцениватьпоступки героев, их поведение с точки
зрения нравственных ценностей;
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
- Описыватьвпечатления, возникающие от восприятия художественного
текста, произведения живописи, иконописи;
- Оцениватьпоступки реальных лиц, героев литературных произведений и
фольклора, высказывания известных личностей;
- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
- Оцениватьсвои поступки, исходя из знания правил нравственности и этики.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№
Темы занятий
Дата планируемая
Дата фактическая
1
Россия – наша Родина
2
Символы России
3
Достопримечательности России
4
Семь чудес России
5
Города воинской славы России
6
Россия – многонациональная держава
7
Как все начиналось. Древняя Русь
8
Как всё начиналось. Народы Севера
9
Путешествие в Карелию и Республику Коми
10
Как всё начиналось. Народы Поволжья и Приуралья
11
Путешествие в Татарию и Калмыкию
12
Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа
13
Путешествие в Карачаево-Черкессию и Северную Осетию
14
Как всё начиналось. Народы Сибири и Дальнего Востока
15
Путешествие в Бурятию и Якутию
16
Путешествие в Биробиджан
17
Величие многонациональной российской культуры. Диалог культур
18
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
19
Образцы нравственности в культуре Отечества
20
Что значит «быть нравственным» в наше время?
21
Воспитание толерантности
22
«Береги землю родимую, как мать любимую»
23
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
24
Жизнь ратными подвигами полна
25
Семья – хранитель духовных ценностей
26
Бережное отношение к природе
27
В труде – красота человека. Люди труда
28
Что нам стоит дом построить
29
Приглашаем к праздничному столу
30
Заглянем в бабушкин сундук
31
Народные промыслы
32
Народное творчество: танцы, былины, стихи, песни
33
Защита проектов
34
Итоговое занятие
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№
Темы занятий
Дата планируемая
Дата фактическая
1
Россия – наша Родина
2
Россия – многоконфессиональное государство
3
Традиционные религии России
4
Жизнь Иисуса Христа
5
Крещение Руси
6
Войдем в православный храм
7
Храмы России
8
Монастыри России
9
Православные иконы
10
Жизнь великого Будды
11
Войдем в буддийский храм
12
Культурные традиции буддизма
13
Жизнь пророка Мухаммеда
14
Войдем в мечеть
15
Культура ислама
16
Войдем в синагогу
17
Иудаизм и культура
18
Народные праздники
19
Религиозные праздники
20
Государственные праздники
21
Дни воинской славы России
22
Знаменитые сражения Великой Отечественной войны
23
Герои войны – наши земляки
24
Великая Отечественная война в стихах
25
Песни Великой Отечественной войны
25
Великие имена в истории культуры России
26
Великие имена в истории культуры России
27
Вклад наших земляков в Отечественную культуру
28
Вклад наших земляков в Отечественную культуру
29
Достопримечательности Орла и Орловской области
30
Исторические места Колпнянского района
31
Олимпийские игры в Сочи 2014 г.
32
Хранить память предков
33
Защита проектов
34
Итоговое занятие
Содержание программы
Россия – наша Родина. Природные и географические особенности России. Форма правления. Органы власти. Форма территориального устройства. Административное деление РФ. Государственная символика РФ. Русский язык – государственный язык РФ. Москва – столица России. РФ – многонациональное и многоконфессиональное государство. Крупные города.
Символы России. Неофициальные символы России: Красная Площадь, Кремль, лапти, самовар, балалайка, береза, матрешка и другие.
Достопримечательности России. Московский Кремль. Красная Площадь. Храм Христа Спасителя. Храм Василия Блаженного. Зимний дворец. Медный всадник. Вотчина Деда Мороза. Мамаев курган. Родина-мать. Большой и Малый театры и другие.
Семь чудес России. Озеро Байкал. Долина гейзеров. Столбы выветривания. Гора Эльбрус. Мамаев курган и Родина – Мать. Собор Василия Блаженного. Дворцовый ансамбль в Петергофе.
Россия – многонациональная держава. Народы, проживающие на территории РФ, их права. Особенности многонационального государства. Особенности национальной политики РФ.
Как все начиналось. Древняя Русь.Восточно-славянские племена. Их образ жизни, занятия. Формирование русской нации, ее отличительные особенности.
Как все начиналось. Народы Севера. Народы, населяющие Север России. Их занятия, образ жизни, обычаи, нравы.
Путешествие в Карелию и республику Коми. Карелия: достопримечательности, культура, традиции. Республика Коми: достопримечательности, культура, традиции.
Как всё начиналось.Народы Поволжья и Приуралья. Народы, населяющие Поволжье и Приуралье. Их занятия, образ жизни, обычаи, нравы.
Путешествие в Татарию и Калмыкию. Республика Татарстан: достопримечательности, культура, традиции. Республика Калмыкия: достопримечательности, культура, традиции.
Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа. Вхождение народов Северного Кавказа в состав России. Народы, населяющие Северный Кавказ. Их образ жизни, занятия, культура, нравы и обычаи.
Путешествие в Карачаево-Черкессию и Северную Осетию. Карачаево-Черкессия: достопримечательности, культура, традиции. Северная Осетия: достопримечательности, культура, традиции.
Как всё начиналось. Народы Сибири и Дальнего Востока.Освоение и колонизация Сибири и Дальнего Востока. Народы, населяющие Север, Сибирь и Дальний Восток. Их образ жизни, занятия, культура, нравы и обычаи.
Путешествие в Бурятию и Якутию. Бурятия: достопримечательности, культура, традиции. Якутия: достопримечательности, культура, традиции.
Путешествие в Биробиджан. История евреев в России, их культура и традиции.
Величие многонациональной российской культуры.Диалог культур. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (К. Брюллов, И. Левитан, К. Станиславский, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Д. Лихачев и др.). Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство народов.Уважительное отношение к представителям других культур. Взаимодействие культур. Взаимное обогащение культур.
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.Представления о добре и зле. Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Мораль. Нравственность. «Золотое правило нравственности». Долг и совесть. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Справедливость и милосердие. Ценные качества человеческой души. Cмысл жизни.
Образцы нравственности в культуре Отечества.Герои русских былин. Князья – защитники Русской земли.
Что значит «быть нравственным» в наше время?Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Нравственные качества человека.
Воспитание толерантности. Уважительные отношения с представителями других национальностей и религий.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Защита Родины. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Боотур, Урал-батыр и др.). Военная служба. Воинский долг.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.)
Жизнь ратными подвигами полна. Понятие «подвиг». Примеры из истории Отечества.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.
Бережное отношение к природе. Необходимость бережного отношения к природе. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России и Орловской области. Животные, птицы, растения, занесенные в Красную Книгу.
В труде – красота человека. Люди труда. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Что нам стоит дом построить. Особенности строительства жилищ у разных народов. Зависимость внешнего вида и внутреннего убранства жилища от климатических и географических особенностей
жизни народа. Жилища народов Севера, центральной части и юга России.
Приглашаем к праздничному столу.Кухня народов России. Застольные традиции.
Заглянем в бабушкин сундук.Национальные костюмы народов России.
Народные промыслы. Хохломская роспись. Палехская миниатюра. Городецкая роспись. Гжель. Вологодское кружево. Коргопольская игрушка. Матрешка. Павлопосадские платки и другие.
Народное творчество: танцы, былины, стихи, песни.Фольклор народов России.
Защита проектов. Защита проектов учащимися.
Итоговое занятие. Подведение итогов.
Содержание программы
Россия – наша Родина. Природные и географические особенности России. Форма правления. Органы власти. Форма территориального устройства. Административное деление РФ. Государственная символика РФ. Русский язык – государственный язык РФ. Москва – столица России. РФ – многонациональное и многоконфессиональное государство. Крупные города.
Россия – многоконфессиональное государство. Особенности многоконфессионального государства.
Традиционные религии народов России. Христианство. Ислам. Буддизм. Иудаизм. История возникновения и распространения мировых религий на территории России. Народы, исповедующие эти религии.
Жизнь Иисуса Христа.Библейские истории о рождении и жизни Иисуса Христа.
Крещение Руси. История принятия христианства князем Владимиром. Распространение православной веры.
Храмы России.Храм Василия Блаженного. Храм Христа Спасителя. Храм Покрова на Нерли и другие.
Монастыри России. Соловецкий монастырь. Ферапонтов монастырь. Кирилло-Белозерский монастырь. Новоиерусалимский монастырь.
Православные иконы. Владимирская икона Божией матери. Казанская икона Божией материи и другие.
Жизнь великого Будды. Рождение и детство Будды. Особенности его воспитания.
Войдем в буддийский храм. Буддийский храм – место ритуальных обрядов и молений. Внешний и внутренний вид буддийского храма.
Культурные традиции буддизма. Культурные особенности буддизма.Искусство танка.
Жизнь пророка Мухаммеда. Основные факты и события из жизни Пророка Мухаммеда.
Войдем в мечеть. Исповедующие ислам приходят в мечеть для молитвы и поклонения Всевышнему. Внешний вид и внутреннее убранство мечети.
Культура ислама. Вклад мусульман в развитие культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Исламский календарь.
Войдем в синагогу. Синагога – место молитвенных собраний евреев. Особенности внешнего вида и внутреннего убранства синагоги.
Иудаизм и культура.Тора – Пятикнижие Моисея. Еврейский календарь.
Народные праздники. Масленица. Троица. Иван – Купала. Праздник Коляды. Святки. Новый год. Шмуэль-тряпичник. Цаган Сар – калмыцкий праздник весны. Навруз – день встречи Нового года и праздник весны. Пурим – еврейский праздник радости и ликования.
Религиозные праздники. Рождество – праздник рождения Иисуса Христа . Пасха – день Святого воскресения. Курбан-байрам. День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота. Весак – день рождения, просветления
и ухода из человеческой жизни Будды.
Государственные праздники. День России. День защитника Отечества. Международный женский день. День народного единства и согласия. День Конституции.
Дни воинской славы России. Памятные даты в истории России.
Знаменитые сражения Великой Отечественной войны. Московская битва. Сталинградская битва. Сражение на Курской дуге. Героическая блокада Ленинграда.
Герои войны – наши земляки. Герои ВОВ – уроженцы Колпнянского района.
Великая Отечественная война в стихах. Стихи о Великой Отечественной войне.
Песни Великой Отечественной войны. Песни о Великой Отечественной войне.
Великие имена в истории культуры России. Знаменитые российские ученые, писатели, художники, музыканты.
Вклад наших земляков в Отечественную культуру. Знакомство с деятельностью известных людей нашего края. Орловский край – родина и место жительства многих известных писателей, художников, внесших свой вклад в развитии отечественной культуры.
Достопримечательности Орла и Орловской области. Знаменитые усадьбы и другие памятники культуры в Орле и Орловской области.
Исторические места Колпнянского района.Усадьба художника Шварца - Белый Колодезь. «Замок» Охотникова. Усадьба физика Краевича в Ярище. Сквер Героев в поселке Колпны и другие.
Олимпийские игры в Сочи 2014 г. Сочи - столица зимней Олимпиады 2014 г. Стадионы и спортивные площадки. Талисманы Олимпиады. Российская сборная. Призеры Олимпиады.
Хранить память предков. Восстановление и сохранение памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Знаменитые музеи и картинные галереи России.