Развитие технического творчества на базе МБОУ ДОД ДДиЮ "Факел" г. Томска
Развитие технического творчества на базе МБОУ ДОД ДДиЮ "Факел" г. Томска
В статье описывается развитие научно-технического творчества на примере творческих орбъединений Компьютерный класс и Образовательная робототехника. Педагог, со своей точки зрения, рассказывает о том, как преподаются детям эти дисциплины в дополнительном образовании. Показаны достижения обучающихся в этих областях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие технического творчества на базе МБОУ ДОД ДДиЮ "Факел" г. Томска »
Развитие технического творчества на базе МБОУ ДОД ДДиЮ «Факел» города Томска
Лосева Марина Ивановна,
Педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД ДДиЮ «Факел» г. Томска
Наш стремительный век уже невозможно себе представить без компьютера. Он стал незаменимым помощником везде – начиная со школьной скамьи и в профессиональной деятельности. В современном мире компьютерные технологии входят практически во все сферы человеческой деятельности, а особенно в образовательный процесс. Навыки работы с информационными системами школьнику не просто нужны, но необходимы.
Также, в последние годы становится все более актуальным прививать интерес учащихся к области робототехники и автоматизированных систем, вести популяризацию профессии инженера, начиная со школьного возраста. Именно поэтому сейчас робототехника быстро становится неотъемлемой частью учебного процесса. Особенно важно не упустить имеющийся у младшего школьника познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения. Обучение образовательной робототехнике позволяет вовлекать в учебный процесс детей от младшего до старшего школьного возраста. Сейчас все чаще обсуждается на самом высоком уровне вопрос возрождения и активного развития технического творчества детей.
Дополнительное образование гармонично дополняет и обогащает общеобразовательный школьный процесс. В системе дополнительного образования имеются все возможности для развития научно-технических способностей детей. Любому ребенку необходимо развиваться, творить - для этого необходимо сделать возможным реализацию идеи школьника. Для того, чтобы расти профессионально, необходимо использование современных научно- технических методов и способов. И вот тут приходят на помощь занятия в компьютерном классе Дома детства и юношества «Факел» и в классе образовательной робототехники. Развитие научно-технического творчества в МБОУ ДОД ДДиЮ «Факел» города Томска осуществляется по двум направлениям: компьютерные технологии и робототехника. Творческое объединение по компьютерным технологиям существует с 2001 года. Робототехника – новое направление, которое начало развиваться в нашем учреждении с 2011 года. Также, с 2012 года, на базе Дома детства и юношества «Факел» реализуется городская программа по образовательной робототехнике, в рамках которой ежегодно проходят соревнования и научно-практические конференции для обучающихся города Томска.
Как педагог компьютерного класса и класса образовательной робототехники, основной целью своей педагогической деятельности считаю приобщение детей к научно-техническому творчеству, посредством обучения компьютерным технологиям и основам робототехники. Расширение кругозора, в данных областях, развитие творческого потенциала ребенка, формирование устойчивого интереса обучающихся к научно-техническому творчеству, необходимых для жизни в современном обществе, позволяет его дальнейшему самоопределению и выбору профессии. Занятия обучающихся по данному направлению развивают начальные профессиональные навыки инженера – конструктора и инженера – программиста.
Цель программы класса компьютерного обучения:сформировать у детей младшего и среднего школьного возраста понятия информационной культуры и основ компьютерной грамотности. Эффективно использовать ресурс творческой образовательной среды компьютерного класса для развития научно-технических и творческих способностей и социальных компетенций ребенка.
Знание компьютера и умение им пользоваться для достижения различных целей (накопление и поиск информации) позволит детям в дальнейшем легче ориентироваться в потоке бурной информации, выбирать нужное. Компьютер служит, как средство для выполнения всей совокупности задач, связанных с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации. Центральной практической задачей данного курса обучения является овладение основами компьютерной грамотности, работе в различных компьютерных программах.
Как правило, в школе или дома, дети не имеют возможности получить эти знания так логично и последовательно, как обучаясь в специализированном компьютерном классе у педагога. Большинство родителей, понимая значение компьютерной грамотности в современном мире, пытаются найти учреждения, которые могут дать детям данные знания. Поэтому наличие компьютерного класса в ДДиЮ «Факел» является одним из оптимальных вариантов обучения детей компьютерной грамотности и информационной культуре.
Программа компьютерного класса учит детей использовать компьютер как инструмент для реализации различных задач, закладывает необходимый объем опорных умений в области компьютерной грамотности. Занятия в компьютерном классе помогают формировать у воспитанников внимание и логическое мышление, а также помогают решить некоторые задачи личностного роста: развивить коммуникативные навыки, обеспечить предпрофильную подготовку ученика к решению задач на последующих ступенях образования.
Образовательная робототехника – одно из инновационных направлений дополнительного образования в России. Имеется немало примеров того, как увлечение, хобби перерастали в профессию. Изучение курса робототехники позволяет воспитанникам в увлекательной форме за короткий промежуток времени освоить элементы конструирования и программирования мобильных роботов в среде LEGO Mindstorms NXT, а также развивать творческий потенциал и навыки работы в команде. Актуальность программы обусловлена тем, что учитывает государственный заказ по научно – технической направленности, а также социальный заказ.
Изучение курса робототехники позволяет воспитанникам в увлекательной форме за короткий промежуток времени освоить элементы мехатроники, искусственного интеллекта, алгоритмизации и программирования, а также развивать творческий потенциал и навыки работы в команде.
Робототехника поощряет детей мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем. Работа в команде и сотрудничество укрепляет коллектив, а соперничество на соревнованиях дает стимул к учебе. Возможность делать и исправлять ошибки в работе самостоятельно заставляет ребенка находить решения без потери уважения среди сверстников. Робот не ставит оценок и не дает домашних заданий, но заставляет работать умственно и постоянно. Актуальность программы обусловлена тем, что учитывает государственный заказ по научно – технической направленности, а также социальный заказ.
Педагогическая целесообразность программы объясняется развитием интеллектуального, творческого и технического потенциала. Целью курса является формирование знаний, умений и навыков конструирования и программирования мобильных роботов в среде LEGO Mindstorms NXT. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Постепенное решение различных задач, поставленных перед роботом, с их усложнением, подводит обучающихся к самостоятельной творческой и проектной деятельности. В ходе проектирования ребенок практически воплощает в жизнь свои замыслы. Выполнение проектов требует от детей широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации.В поиске решения технических задач претворяются в жизнь основные ступени творческого мышления.
Практически в самого начала существования творческого объединения робототехники - в мае 2012 года, мы с ребятами посетили экскурсию по бизнес-инкубатору Томского Политехнического Университета.
Перед школьниками выступали студенты Политехнического университета со своими проектами роботов-биолоидов. Также ребята показали школьникам, чем они занимаются: каких собирают роботов и на какие действия их пограммируют. В бизнес-инкубаторе Политехнического мои ученики увидели различные поля для тренировки роботов.
После возвращения в наш класс у детей было много впечатлений от увиденного, и сразу же появились новые идеи для реализации собственных конструкций.
Следующий год был уже более плодотворным. В октябре 2013 года мои обучающиеся сделали проект «Робот-учитель»: когда роботу подносишь карточку определенного цвета, он озвучивает цвет. Затем Робот-учитель называет какой-либо цвет, и уже «Ученик» должен «Преподнести» «Учителю» карточку указанного цвета. А учитель скажет – правильный ли выбор сделал ученик. С этим проектом мы вышли на выставку-экскурсию «Робоосень-2013», которая проходила в национально-исследовательском институте при Томском Государственном Университете. Эта экскурсия была очень познавательна: здесь ребята впервые увидели современные технологии: сканирование объектов и их печать на 3Д-принтере; роботов, которые умели общаться с людьми.
На экскурсии на кафедру «Информационно-компьютерных систем управления (ИКСУ)» в осенние каникулы 2013 года, ребятам представилась прекрасная возможность увидеть, и даже потрогать руками модели различных роботов: робот-исследователь, робот- манипулятор.
Впоследствии, группа ребят создали свой проект «Робот-манипулятор», который получил сертификат на международном конкурсе.
В рамках городской программы «Образовательная робототехника», в марте 2014 года, в информационном центре по атомной энергии Томска состоялся Вечер Робоискусств. Здесь учащиеся приняли участие в работе творческой лаборатории по созданию атомных роботов из деталей конструкторов LEGO Mindstorms и канцелярских принадлежностей. Ребята создавали различные фантастические объекты: атомный мотоцикл, атомолет, ядерную межпланетную ракету, атомный вездеход. Робот NAO, поразил детей своими эмоциями и арифметическими способностями. Дети попробовали рисовать 3Д-ручкой, и создавать собственный пластилиновый мультфильм. Ребята, посещающие творческое объединение Робототехники, с пользой провели время на вечере Робоискусств: получили богатейший опыт по использованию различных технологий, а также расширили свой кругозор, и просто очень увлекательно и с пользой провели свое время.
В октябре 2014 года мы с обучающимся творческого объединения Робототехники побывали с экскурсией на выставке в Центре планирования карьеры, которая была приурочена к Третьей Всероссийской конференция по одаренным детям. Ребята собрали «Робота- щенка», который вызвал всеобщее внимание и любовь посетителей. У них даже взяли интервью и потом показали по местному телевидению в программе «Место встречи». Другие обучающиеся собрали робота «Сортировщик цветов», и гусеничный танк.
На этой экскурсии-выставке, кроме своих работ, ребята смогли увидеть много разнообразных конструкций обучающихся из других робототехнических объединений города Томска.
За несколько лет работы творческого объединения «Робототехника», можно сделать вывод, что проведение экскурсий с обучающимися, развивает и формирует их интерес к научно-техническому творчеству. Неформальная обстановка на экскурсиях сближает детей, расширяет их кругозор. Те новшества научно-технического творчества, которые обучающиеся находят на этих экскурсиях, помогают им самоопределиться в их дальнейшей профессиональной жизни.
Посещение экскурсий научно - технической направленности, наряду с обычными занятиями робототехникой, помогают детям в формировании начальных профессиональных навыков инженера – конструктора и инженера – программиста.