Социальная реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями
Социальная реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями
Для социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями разработана программа, которая направлена на обучение детей 10-14 лет крючком и на ручном вязальном аппарате «Вясёлка» оригинальной конструкции.
Начальная профессиональная ориентация по курсу обучения позволяет обученным детям работать на дому или в мастерских, работа позволяет адаптироваться им в обществе. Общение со сверстниками на занятиях тоже способствует социальной реабилитации в окружающей среде
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальная реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями »
Социальная реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями
Для социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями разработана программа, которая направлена на обучение детей 10-14 лет крючком и на ручном вязальном аппарате «Вясёлка» оригинальной конструкции.
Начальная профессиональная ориентация по курсу обучения позволяет обученным детям работать на дому или в мастерских, работа позволяет адаптироваться им в обществе. Общение со сверстниками на занятиях тоже способствует социальной реабилитации в окружающей среде,
Социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и укреплению их здоровья способствует активные перерывы между занятиями.
В связи с тем, что в группе обучаемых детей, независимо от диагноза заболевания присутствует повышенная утомляемость, занятия предусматривают 15-минутные перерывы, организованные в форме психологических разгрузок и подвижных спортивных игр (упражнений), направленных на релаксацию организма обучаемых (комплекс упражнений и рекомендованная литература прилагаются).
Для развития творческих способностей учащихся в перерывах между занятиями помимо релаксации дети рисуют, занимаются изготовлением украшений из бисера и вышивкой, дополняющей вязаные изделия (одежду).
По данной программе могут успешно обучаться воспитанники специальных коррекционных школ, детских домов, приютов и других специальных учебных заведений.
Несмотря на то, что акцент в данной программе делается на обучение детей с определёнными физиологическими особенностями, здоровым детям вполне можно заниматься по этой программе.
Данная программа предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями 10-14 лет и может дать детям начальные профессиональные навыки по такой старинной и такой современной профессии, как вязание. Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им также необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достигнуть успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку. В этом возрасте уже возможно раннее самоопределение в будущей профессии.
Результаты социологических и психолого-педагогических исследований показывают, что недостаточное количество учебных занятий по трудовому обучению и прикладному творчеству в общеобразовательных школах не дают возможности учащимся раскрыть в полной мере свои творческие способности и профессионально ориентироваться. Этому помогают профильные занятия в учреждениях дополнительного образования: в Домах творчества. Профильные занятия в кружках, студиях, объединениях не только помогают обучающимся получить допрофессиональную подготовку и развить свои творческие способности, но и утвердить себя в обществе.
В современных сложных экономических условиях, когда повышается уровень безработицы, когда здоровое население вынуждено менять профессию, чтобы выжить, - наиболее незащищенные слои населения – дети с ограниченными возможностями и проблемами здоровья страдают еще больше. Таким детям в современном обществе очень трудно приобрести не только престижную, но и самую простую профессию в силу своих психофизиологических особенностей.
У нас очень мало специальных учебных заведений, которые могут подготовить к будущей взрослой жизни детей с ограниченными возможностями. Кроме того, возраст обучаемых в специальных профессиональных учебных заведениях ограничивается 14-18 годами, что не позволяет начать профессиональную подготовку раньше. Отсюда вытекает острая необходимость в открытии специальных курсов, профессиональных занятий в кружках и студиях учреждений дополнительного образования не только для обычных детей, но и для детей с ограниченными возможностями. Опыт позитивного характера показал, что дети с ограниченными возможностями в силу своих психофизиологических особенностей более склонны к рукотворному (прикладному) творчеству, чем обычные дети.
Это обусловило необходимость организовать специальный курс по обучению детей (девочек и мальчиков) с ограниченными возможностями аппаратному (машинному) вязанию на базе учреждения дополнительного образования на оригинальных вязальных аппаратах «Вясёлка» по специальной программе.
Обучение аппаратному вязанию имеет ряд преимуществ перед ручным вязанием: качество, скорость и удобство расчетов. Обычные вязальные аппараты подходят не всем учащимся в силу их физиологических особенностей. Данные типы вязальных аппаратов исключают обучение как обычных детей, так и детей с проблемами здоровья.
Возможности освоения обучаемыми обычных вязальных аппаратов в силу особенностей состояния их здоровья были чрезвычайно узки до тех пор, пока в нашей стране в 1997 году не был изобретен универсальный ручной вязальный аппарат (РВМ) специально для людей, находящихся из-за болезни в постели, в инвалидной коляске. Автор изобретения Фролов А.Г. Данный вязальный аппарат имеет небольшие габариты, легкий вес, его просто регулировать и несложно на нем работать. Нет необходимости привинчивать его к рабочему столу, он удобно размещается на подлокотниках кресла и на коленях работающего. Аппарат имеет много удобных приспособлений и инструментов, облегчающих выполнение мелкой работы, поэтому возможно обучение детей с ослабленным зрением. Появился такой оригинальный вязальный аппарат и возникла необходимость в написании образовательной программы по данному предмету обучения.
В 2002 году программа была утверждена на заседании Городского методического совета ЦИМПО и получила статус авторской, затем была утверждена Областным экспертным советом, (приказ ГлавУОиПО от 17.10.02.)