Меняется мир, меняется и время, но главное остаётся непоколебимо – это наше наследие, наше продолжение, наши дети. Поколения сменяют друг друга – вчера этот мир принадлежал старикам; сегодня – взрослым; завтра – будет принадлежать детям. И в каждый момент времени все три поколения существуют – одновременно.
Я хочу поговорить о детях, кому нелегко приходится в жизни, потому что они не такие как все. Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Они прилагают огромные усилия для того, чтобы жить, учиться, идти в ногу со временем, приобретая умения, навыки и жизненный опыт.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения в психическом и (или) физическом развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны научиться жить в едином социуме. Это важно для всех детей, так как поможет каждому реализовать свой социальный и интеллектуальный потенциал.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание детей с ОВЗ в ОУ»
Воспитание детей с ОВЗ в ОУ. Принимаем, понимаем, помогаем.»
Тьютор Чигирина Е.Ф.
Счастье – это мягкие тёплые ладошки,
За диваном фантики, на диване крошки…
Что такое счастье? Проще не ответить!
Счастье есть у каждого, у кого есть дети!
Меняется мир, меняется и время, но главное остаётся непоколебимо – это наше наследие, наше продолжение, наши дети. Поколения сменяют друг друга – вчера этот мир принадлежал старикам; сегодня – взрослым; завтра – будет принадлежать детям. И в каждый момент времени все три поколения существуют – одновременно.
Я хочу поговорить о детях, кому нелегко приходится в жизни, потому что они не такие как все. Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Они прилагают огромные усилия для того, чтобы жить, учиться, идти в ногу со временем, приобретая умения, навыки и жизненный опыт.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения в психическом и (или) физическом развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны научиться жить в едином социуме. Это важно для всех детей, так как поможет каждому реализовать свой социальный и интеллектуальный потенциал.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с нарушением аутистического спектра;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (говорить, читать по слогам, писать), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). А есть и такие дети, для которых важным достижением станет держать ложку, взять в руки игрушку, сказать «МАМА».
Многие задают вопрос: - А нужно ли обучать таких детей? В особенности — детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения. Конечно, нужно, но, как это сделать оптимальным образом для каждого ребенка?
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого – медико - педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Для детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях создаётся доступная среда, педагоги осваивают методики взаимодействия с такими дошкольниками. И сегодня на первый план выходит вопрос разработки адаптированных основных образовательных программ.
Приоритетной целью коррекционной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.
Для детей с отклонениями период адаптации в группе нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, они не имеют опыта установления социальных контактов, кроме того, детские виды деятельности (сюжетно-ролевая, строительная игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников, и для них из-за этого практически невозможно лидирование, признание. Большой проблемой является наличие внешних особенностей и дефектов (слюнотечение, ненормальное положение конечностей и др., а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат).
Дети с ДЦП сталкиваются с проблемой в передвижении.
Аутичные дети пугаются незнакомых людей, предметов, в том числе игрушек, и могут отказываться действовать.
Дети, которые посещают нашу группу, разные по своим личностным характеристикам, по физическому и умственному развитию, порой с очень сложными дефектами в развитии: дети с церебральным параличом, с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальными нарушениями.
Вся наша работа строится при одновременной реализации таких условий, как готовность воспитателей к созданию благоприятной социокультурной развивающей среде, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их возможностей и особенностей; тесное сотрудничество воспитателей группы, специалистов и родителей. В нашей работе нет мелочей, здесь важен правильный подбор методов и приёмов.
У нас работает много специалистов: помимо воспитателей в группе работают два младших воспитателя, которые готовы в любую минуту оказать помощь ребёнку; работает учитель-логопед, учитель - дефектолог, медсестра массажу, инструктор ЛФК, и вся наша работа строится таким образом, чтобы ни один ребёнок не остался без внимания.
Таким образом, в ходе нашей работы мы решаем главную задачу – включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений за счёт различных видов деятельности (социально - коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательно – исследовательской, музыкально – художественной); в ходе самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах.
Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с детьми и показал свою эффективность:
- вовлечение детей с ОВЗ в массовые мероприятия: праздники, развлечения, проводимые в нашем учреждении (День Знаний, Золотая Осень, Новогодний праздник, 8 марта, Праздник пап, День матери, Всемирный день ребёнка)
- дети совместно с воспитателями участвуют в конкурсах (рисунки, поделки, аппликации).
Огромное значение для развития двигательной активности детей играют тренажёры и ЛФК.
Дети с удовольствием занимаются лечебной физкультурой с инструктором ЛФК, выполняют порой очень сложные для них упражнения, которые требуют напряжения всех групп мышц и терпения. И надо поучиться у этих крох огромному усердию, рвению, которое они прилагают для того, что обычным детям дано с рождения – умение ходить самостоятельно, без посторонней помощи.
Наличие в нашей группе тренажёров даёт детям возможность в течение дня неоднократно тренироваться на них. Это дорожка Гросса, министеппер, велосипед, бегущий по волнам, ходунки, ползунки, тренажер натяжения и др.
Дети, сначала с осторожностью осваивают тренажёры, а затем с удовольствием разрабатывают мышцы ног и рук, пытаются самостоятельно ходить в дорожке « Гросса», делая первые неуверенные шаги, но с таким желанием, ведь они делают сами свои первые шаги порой только в 5 – 6 лет.
Наши дети не чувствуют себя обделёнными заботой и любовью, они участвуют во всех делах нашего учреждения наряду с обычными детьми. Если не могут ходить и танцевать самостоятельно, то делают это с поддержкой воспитателей и специалистов. Детей не обманешь, они чувствуют своей душой то тепло и любовь, которое мы им дарим, передаём.
Мы их принимаем и любим такими, какие они есть, а ещё помогаем научиться новому, нужному и жизненно важному.