Просмотр содержимого документа
««Воспитание творческой личности»»
«Воспитание творческой личности»
В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть. И сделать это, незаламывая рук с мольбою к справедливости, а ставя человека в подходящие общественные и материальные условия.
Толстой А.Н.
Творчество – существует столько, сколько человечество помнит себя. Творчество объединяет людей, дарит то, что помогает им оставаться людьми и даже становиться лучше!
Творчество - занимает особое место среди других эстетических ценностей. Оно расширяет наш социальный опыт, взаимодействие с природой и обществом, с людьми, с историей своего народа.
Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция.
Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Именно по этому необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование в педагогической работе народного творчества.
Народное творчество – обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Собирая в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет большое значение для развития личности ребенка.
Народному творчеству присущи ярко выраженные характерные особенности, колорит и неповторимость.
Традиционность образов, приемов, сюжетов, коллективный характер творчества, совершенство образного языка, созвучие с устным народным творчеством, создает близость народного декоративно – прикладного искусства с окружающей жизнью, признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса и гуманного отношения к окружающему миру. Декоративность, выразительность цвета, пластики, разнообразие материалов для работы все это созвучно восприятию и ощущениям детей. Радуют взор своим разнообразием, самобытностью, красочностью изделия народных мастеров – умельцев.
Известно, что художественно – творческие способности, умения и навыки необходимо развивать как можно раньше, так как они способствуют развитию у ребенка воображения, наблюдательности, художественного мышления, памяти. При этом необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но индивидуальные особенности каждого ребенка. А это значит, что развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно – ориентированного подхода к каждому ребенку. Ведь только в изобразительной деятельности ребенок может проявить свою индивидуальность, непохожесть. Особую роль и огромное воспитательное значение народного декоративно – прикладного искусства в нравственном и патриотическом воспитании.
В последнее время во всех сферах экономики требуются специалисты, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи. Растить творческого человека надо начинать с детства.
Задача педагога не только выявить творческие способности обучающихся у него детей, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребенку. Этот подход может способствовать развитию творческих начал в ребенке, удовлетворению его духовных запросов. Переживая духовное удовлетворение от творческого труда, ребенок, подросток ощущает счастье в жизни. Ему захочется обогатить свою жизнь не просто трудом, а трудом творческим – так вырастает творческая личность, которая в итоге способна достичь больших успехов в жизни.
Создавая что-то своими руками, ребенок испытывает разные чувства – радуется и огорчается, сталкивается с трудностями, любуется результатом своего труда – в итоге испытывает счастье творчества и знает, что всегда может рассчитывать на помощь педагога.
По мнению выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, творчество ребенка – не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить. Большую роль в развитии творческой личности он отводил педагогу: «Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы, перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искорку в сознание ребенка. Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов, - ничего не получится.»
Для развития творческих способностей просто необходимы занятия по ручному труду, на которых дети занимаются продуктивной деятельностью.
Многие педагоги и психологи подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка.
Детское творчество – явление уникальное.
Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. При этом решается и психологическая задача:
Дети пребывают в состоянии эмоционального комфорта;
Ощущают радость детства.
Дети в любом возрасте любят работать с бумагой и творить из неё свои маленькие шедевры. Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги. Искусство оригами интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это чудо! В одном листке бумаги скрыты многие образы и предметы: кораблик, самолётик, домик, шапка, птицы и даже другие интересные вещи. А из простого модуля можно сложить красивые шары, героев любимых мультфильмов, роскошные цветы, и даже машины, корабли и замки. Кроме того, занятия оригами несут в себе огромный коррекционный потенциал.
Развивает способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
Стимулирует развитие памяти, так как ребёнок, чтобы изготовить поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания бумаги;
Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словом (объяснение приёмов складывания, способов сборки) и перевод значения слов в действие (самостоятельное выполнение работы);
Совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
Развивает конструкторское мышление, творческое воображение, художественный вкус;
Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
Использование такого приёма как отчёт о выполнении задания, предварительное устное планирование, работа по технологической, по операционной карте и по схеме способствуют развитию речи, становлению навыков планирования своей работы, умение последовательно её выполнять. Занятия оригами, с точки зрения психологии, носит эмоционально-разгрузочный характер, но в тоже время стимулирует интеллектуальное и эстетическое развитие детей.
Помимо того, занятия развивают коммуникативные навыки детей: дети совместно ставят цель, вместе добиваются ее достижения. Одним из требований, предъявляемых к процессу развития творческих способностей, является учет индивидуальных и возрастных особенностей личности учащегося. Индивидуальный подход в воспитании ребенка основывается на знании возрастных и индивидуальных особенностей:
- темперамента
- характера
- состояния здоровья
- социальных факторов (домашнее и другое влияние)
Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых.
Когда дети видят, что их товарищ достиг определенного успеха – это вселяет веру в собственные силы, они радуются за товарища. Это способствует созданию атмосферы взаимоуважения, гордости друг к другу, воспитанию чувства коллективизма.
А также одним из видов творческой деятельности является бисероплетение.
Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за учителем. Затем предлагаются готовые схемы. А впоследствии учащиеся самостоятельно начинают разрабатывать свои собственные схемы. Очень важно озадачить ученика поиском самостоятельного решения.
В обучении бисероплетением, как и в других областях декоративно- прикладного искусства, полезна повторяемость полученных знаний для закрепления в памяти определенных навыков. Поэтому учащимся предлагается изучение техник в таком порядке, где каждая техника требует повторения знаний предыдущей. Знания постепенно усложняются в зависимости от индивидуальных особенностей.
В таких случаях видно кто, на что способен и как этим способностям надо понимать.
По каждой теме, изделия, выполненные в одной технике, но разные по степени сложности, предлагаются на выбор.
Это дает возможность учащимся оценить свои силы и сделать выбор по своему желанию и возможностям.
Тем самым реализуется один из педагогических принципов - индивидуальный подход к учащимся.
Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить своё мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения:
На первом этапе – в ходе учебной игры;
На втором этапе – в ходе проведения выставок;
На третьем этапе – в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.
Результаты труда приносят учащимся творческое удовлетворение, оказывает на них глубокое эмоциональное воздействие. Занятия носят воспитательный характер, прививают чувство цвета, фактуры, развивают у них умение и желание украсить свой быт, воспитывают уважение к народным традициям.
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, когда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.
В последнее время работа с бисером становится все более популярной среди любителей порукодельничать. Это удивительное занятие доступно детям даже младшего школьного возраста. Такие занятия в то же время приучают их к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела. Работа с бисером способствует развитию творческого начала, дает широкие возможности создавать неповторимые изделия. Изготовленная своими руками вещь уникальна. Ребенок, занимающийся таким рукоделием, воспитывает в себе чувство меры и вкус, появляется возможность для творческого проявления личности.
Сложность работы увеличивается постепенно от простого приема и маленького несложного изделия до более крупного и трудоемкого. Такая работа развивает в детях старание, терпение аккуратность.
Достаточно освоившись, получив знания и умения, подключив собственное воображение, они смогут создавать для себя и близких совершенно неповторимые вещи. Необычные игрушки, талисманы станут приятным подарком для друзей.
И мы, педагоги, должны помочь детям, используя все свои знания, опыт, душевные силы, и, конечно, любовь, чтобы из маленького человека выросла творческая личность, и мы могли гордиться своими воспитанниками.