Просмотр содержимого документа
«Консультация "Дыхательная гимнастика"»
Дыхательная гимнастика как профилактика речевых нарушений
Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом всех органов, стимулируют работу сердца, головного мозга, нервной системы, улучшает пищеварительные процессы, обмен веществ, помогают снять раздражительность, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
Обучение правильному дыханию – одна из основных форм физического воспитания детей с ослабленным здоровьем.
В срц дыхательная гимнастика используется в течение дня, например, в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных формах активного отдыха, в выполнении звуковых дыхательных упражнений на занятии, в гимнастике после сна. Дыхательную гимнастику можно выполняется как в покое, так и при ходьбе.
В срц проводится два вида дыхательных упражнений:
• На развитие физиологического дыхания у детей
• На развитие речевого дыхания
На развитие физиологического дыхания рекомендуется проводить такие упражнения,как «Часики», «Трубач», «Петух»«Каша кипит», «Паровозик», «Дровосек», «Насос», «Мяч летит», «Вырасти большой», «Лыжник»…
Основные различия физиологического и речевого дыхания:
• Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического является произвольным, контролируемым и управляемым
• Неречевое дыхание происходит непроизвольно, вне нашего сознания
• При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, вдох равен выдоху
• При речевом дыхании – вдох и выдох через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен
• Неречевое дыхание – вдох – выдох – пауза
• Речевое дыхание – это вдох- пауза – плавный выдох
• Назначение неречевого дыхания – осуществление газообмена
• Речевое дыхание является основой голосообразования и формирования речевых звуков
Актуальность развития речевого дыхания:
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыханиеобеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Дети, у которых вдох и выдох ослаблен, говорят тихо, затрудняются в произнесении длинных фраз. Нерационально расходуют вдыхаемый воздух, нарушается плавность речи, т. к. дети на середине фразы вынуждены добирать воздух, в результате у детей - речь на вдохе, с захлёбыванием. Укороченный слабый выдох вынуждает ребёнка говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Таким образом, при развитии речевого дыханиярешаются следующие задачи.
Здесь можно проявить изобретательность, выдумку, сделать игры на развитие выдоха совместно с ребёнком, придумать сюжет.
При всех этих забавах, ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот и постепенно мы подводим ребёнка к осознанию акта дыхания. Даём ему зеркальце и предлагаем, дыша на него, сделать:
• Вдох и выдох через нос
• Вдох и выдох через рот
• Вдох через нос, выдох через рот
• Вдох через рот, выдох через нос
Такая игра называется «Осенний туман»
«Песенка гласных звуков» - тянуть гласные звуки на выдохе: А-А, А- О, А-О-И, слова, начиная с одного, и постепенно увеличивая количество слов, соответственно лексическим темам, напоминая, что вдох мы делаем носом, а «пение» на выдохе.