kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Реализация регионального компонента в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация "Реализация регионального компонента в ДОУ"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Реализация регионального компонента в ДОУ"»

Реализация регионального компонента в ДОУ

В Федеральных государственных требованиях отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.

Изучение регионального компонента проходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области…

Прежде, чем приступить к работе по направлению этнокультурного развития, педагогами ДОУ в сентябре 2012г. была проведена диагностика детей по выявлению уровня сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, истории края.

Анализируя результаты диагностики, мы сделали выводы о недостаточных знаниях детей по национально - региональному компоненту. Дети знали сказки, игры, но затруднялись назвать предметы быта, орудия труда, историю русских и адыгов в давние времена; дети практически незнакомы с символикой, достопримечательностями города и растительным миром РА; недостаточно знаний в области декоративно-прикладного искусства, традиций.

По результатам проведенного исследования нами были определены:

Цель: Построение инновационной модели образовательного пространства ДОУ, обеспечивающей доступность и новое качество образования в соответствии с ФГТ.

Задачи:

- Разработать систему мероприятий направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность по региональному компоненту.

-Создать условия для повышения квалификации педагогических работников по инновационной деятельности.

- Обеспечить обновление предметно - развивающей среды ДОУ.

- Наметить последовательность и содержание работы с детьми по национально - региональному компоненту.

- Разработать систему мероприятий по региональному компоненту совместно с социумом, обеспечивающих реализацию ФГТ.

Для успешной реализации данных задач были объединены усилия многих специалистов учреждения: воспитателей, музыкальных руководителей, педагога-психолога, инструктора физического воспитания.

В ДОУ пригласили преподавателей АГУ В.В. Зайко, Б.Х. Панеш, и научного руководителя проекта Л.Х. Цееву. Они познакомили педагогов с дополнительной программой «Я и мой мир», отличительным признаком которой является наличие регионального компонента. Программа предусматривает введение ребенка в мир общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Совместно было принято решение создать на базе ДОУ экспериментальную площадку для апробации данной программы.

Так же используем дополнительную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - под ред. О.Л. Князевой. Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа.

Особое внимание было уделено созданию предметно-развивающей среды, с помощью которой ребёнок входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни.

В уголках национально-регионального воспитания для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Именно здесь для детей расширяется подача информации посредством игры. Был отобран наиболее актуальный для каждого возраста материал: в младшей и средней группе представлены альбомы их ближайшего окружения («Моя семья», «Улицы нашего города», «Мой детский сад»), в старшем возрасте тематика расширяется («Достопримечательности города Майкопа», «Мой край», «Наш Майкоп» и др.), куклы в национальных костюмах «Русская красавица» и «Черкешенка», предметы обихода, макеты жилищ адыгейских и русских семей, карты РФ и РА. Так же оформлен наглядный материал по патриотическому воспитанию «Моя большая и малая Родина «, где дети знакомятся с Российской и Адыгейской государственной символикой. Даже в самом оформлении заложен глубокий смысл единства народов.

«Народное творчество» - обогатили предметами народных художественных промыслов («Дымковская игрушка», «Гжель», «Хохломская роспись», адыгейская керамика, игрушки, сделанные народными умельцами и др.), музыкальными инструментами.

В методическом кабинете собран материал по краеведению: методическая и художественная литература (стихи, рассказы, народные сказки); оформлены тематические альбомы: «Мой любимый город Майкоп» для знакомства детей с памятниками архитектуры и «Природа Адыгеи» (Большой Кавказский заповедник, Гузерипль, Лаго-наки, водопады Руфабго и т.д.), подобрана видеотека; картотека конспектов занятий и методических разработок в данном направлении; фотоматериалы, наглядно-демонстрационный краеведческий материал: иллюстрации и альбомы для знакомства с растительным и животным миром РА «Птицы нашего края», «Животные РА», оформлена «Красная книга», которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными РА. Существует электронный «Банк идей», где накапливается опыт педагогов ДОУ по работе с детьми. 

Работа в детском саду по региональному компоненту проводиться по нескольким направлениям - в этот процесс включены и дети, и педагоги, родители. В рамках работы с кадрами в нашем ДОУ организованы различные формы повышения квалификации педагогов:

-педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни педагогического мастерства; мастер-классы на тему: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо семьи» и т.д.

Второе и главное направление – работа с детьми. Региональный компонент реализовывается в ходе НОД, совместной деятельности детей, педагогов и родителей, двигательно-оздоровительной работы. Эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе и РА способствует перспективно - тематическое планирование воспитательно - образовательной работы. В нем есть такие темы, как: «День Республики», «Народная культура и традиции», где дети знакомятся с национальной культурой. Темы повторяются в каждой группе, но изменяется содержание и объем материала, в каждой теме уделяется внимание изучению культуры своего народа. Например, по теме «День театра» драматизируются  детьми и педагогами народные сказки.

Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Например, планируя работу по образовательным областям:

«Физическая культура» - инструктор по физкультуре разучивает с детьми народные игры «Лапта», «Жмурки», «Шапка», «Журавушка-журавель». Знакомим детей с достижениями спортсменов нашей Республики Адыгея (мы – чемпионы дзюдо, рукопашному бою, волейболу, гимнастике) - в наших планах создать портретную галерею выдающихся спортсменов нашей РА.

«Познание» - знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений, создали выставку фотографий «Достопримечательности города». Используем так же игровые технологии В.Воскобовича: «Игровизор», «Крестики», «Соты», «Конструктор букв», «Веселые цифры», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизинера» т др.

«Коммуникация – проводим беседы («Я в многонациональной семье», «Знаменитые имена в мире, стране и Адыгее», знакомим с особенностями адыгского этноса и обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов).

«Чтение детям художественной литературы» - большая работа проводится по чтению художественной литературы, устному народному творчеству, сказкам писателей и поэтов России и РА. Создана картотека писателей и композиторов края, книжки - малышки «Наряды разных народов», «Национальные праздники».

«Музыка» - музыкальные руководители разучивают с детьми национальные песни, танцы («Удж», «Лезгинка», хороводы, русские пляски) знакомят с народными инструментами (адыгейские: пшине - гармошка, пхачичи - трещетки; русские-гармошки, флейты, балалайки и др.), помогающими знакомить детей с историей, культурой народов.

В ДОУ действует театральный кружок «В гостях у сказки». Мы постарались создать условия для погружения ребенка в познание живого красочного национального творчества и ценностей посредством фольклорно - театрализованных представлений, обыгрывания потешек, небылиц - «Шапка небылиц», «Приключения пчеловода», «Гуси-лебеди», «Хитрый воробей», «Репка» «Сэтэнай-цветок»и др.

Проводим фольклорные концерты и народные праздники.

«Художественное творчество» - на занятиях по художественному творчеству дети узнают о происхождении русской и адыгской посуды и утвари, овладевают умениями рисования национальных орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви. С детьми подготовили выставку рисунков по теме «Русские и адыгские народные сказки».

«Социализация» - знакомим детей с элементарными сведениями о местонахождении РА на карте России, достопримечательностями РА, Символикой России и РА - герб, гимн, флаг.

Даем первоначальные представления об истории коренных народов РА - черкесов, адыгов, русских, общее понятие о существовании различного вероисповедания у народов РА. Говорим о национальной кухне адыгов, русских, традиционной национальной одежде.

Разработали краеведческие игры: -Поле чудес по теме: «Моя большая и малая Родина», «Люби и знай свой край». «Старинное-нестаринное», «Особенности быта народов России и Адыгеи», «Достопримечательности родного города»; -игры-беседы «Нам нужны различия», -игры – путешествия «Россия-страна моя родная», «Отгадай, где живут»; игры-экскурсии «Лавка сувениров».

«Труд» - создали макеты города Майкопа и городского парка из бросового материала.

«Безопасность» - педагоги разработали игры «Безопасность на улицах города», «Найди дорогу домой» и др.

В работе используем мультимедийные средства обучения (презентации на темы: «Москва – столица нашего Отечества», «Адыгейский национальный костюм», «Сказка о толерантности»). В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов.

Национальный колорит всегда присутствует в различных мероприятиях. Особым значимым событием является празднование дня города Майкопа - педагоги изготавливают поделки совместно с детьми и родителями, приуроченные к этому дню.

Особо хочется отметить проведение открытого мероприятия: к «Международному дню родного языка» - было организовано театрализованное представление по мотивам р. н. с. «Гуси – лебеди» с целью пропаганды знания родного языка, русского и адыгского фольклора и народных детских игр, развития интереса к изучению народных сказок. Ребята пели частушки, читали стихи русских и адыгских поэтов о родном языке и родном крае: «О родном языке» Г. Пурга, «Родной язык» М. Паранук). Были приготовлены национальные блюда (щелям, блины) с помощью родителей и сотрудников ДОУ.

Воспитатели совместно с родителями составили «Книгу народной мудрости» - сборник, включающий русские и адыгские пословицы, поговорки, сказки, прибаутки, загадки, считалки, приговорки, песенки.

В ДОУ проводим развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой: «День адыгейского национального костюма», «День славянской письменности и культуры», «День адыгейского языка и письменности». Были организованы: конкурсы чтецов стихотворений на родном языке и на лучшую иллюстрацию к произведениям адыгейских авторов, открытые показы ООД. Дети с интересом принимают активное участие во всех мероприятиях.

Семья является главным источником народных традиций. Мы заинтересовали их проблемой приобщения детей к культурно - историческим ценностям России и РА. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как: - родительские собрания, на которых активно обсуждают вопросы этнокультурного образования и воспитания детей («Любимые народные игры детей», «Родные сказки»); -консультации для родителей («Русские и адыгские традиции в воспитании детей», «Как смастерить народную игрушку со своим малышом», «Моя родословная»); -практикумы в форме деловых игр, посещение национального музея.

Родители принимали активное участие в создании предметно- развивающей среды в группах (собирают экспонаты для музея), оказали помощь в изготовлении народных костюмов, участвуют в народных праздниках и развлечениях.

В рамках разработанного плана были организованы выставки продуктов совместного творчества взрослых и детей («Моя семья», «Национальный костюм», «Генеалогическое древо моей семьи »).

Были организованы встречи детей с сотрудниками Национального музея г. Майкопа (игровая программа по ознакомлению детей с предметами быта адыгов «Бабушкин сундук», с народной игрушкой «История игрушки»), ансамблями «Майкопчанка», «Казачата».

После апробации программ в апреле 2013 года, было проведено контрольное исследование. Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: что работа по программам « Я и мой мир», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» принесла положительные результаты: у многих детей повысились знания о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, разных видов народно - прикладного творчества. Это говорит о том, что большинство воспитанников групп имеют представления об этнокультурных ценностях и готовы к познанию истории народа.

Активно включившись в проектную деятельность, наши педагоги в прошлом году особое внимание обратили на создание проектов, методических разработок и авторских программ по региональному компоненту, представленных в рамках городских и республиканских конкурсов: проект - «Я и моя республика Адыгея!» и методические разработки – «Наша многонациональная семья», «Моя родина – моя Адыгея», программа «Родной свой край люби и знай…..» Опыт работы по региональному компоненту обобщается в печати, на педагогических чтениях, обсуждается на научно-практических конференциях.

Внедрение национального регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Итак, преимуществом регионального компонента является, прежде всего то, что созданная единая система:

-  дает более  эффективные результаты по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;

-  позволяет осуществить поиск нестандартных форм деятельности;

-  дает возможность гармонично ввести требования ФГТ в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Реализация регионального компонента в ДОУ"

Автор: Альбина Николаевна Атеняева

Дата: 16.08.2021

Номер свидетельства: 585342

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по социально-коммуникативному развитию воспитанников»."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_vospitatelei_realizatsiia_regionalnogo_komponenta_v_obrazovat"
    ["file_id"] => string(6) "551990"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1590823440"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по социально-коммуникативному развитию воспитанников"
    ["seo_title"] => string(80) "riealizatsiia_rieghional_nogho_komponienta_v_obrazovatiel_nom_protsiessie_dou_po"
    ["file_id"] => string(6) "472375"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528268103"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Реализация регионального компонента в условиях ДОУ "
    ["seo_title"] => string(59) "riealizatsiia-rieghional-nogho-komponienta-v-usloviiakh-dou"
    ["file_id"] => string(6) "145869"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419006033"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»"
    ["seo_title"] => string(95) "riealizatsiia_rieghional_nogho_komponienta_v_sistiemie_obrazovatiel_noi_raboty_s_doshkol_nikami"
    ["file_id"] => string(6) "342630"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473226824"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Использование регионального компонента на уроках математики как способ повышения мотивации учения "
    ["seo_title"] => string(111) "ispol-zovaniie-rieghional-nogho-komponienta-na-urokakh-matiematiki-kak-sposob-povyshieniia-motivatsii-uchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "123979"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414606663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства