Просмотр содержимого документа
«Пунктуация при обращении»
Неманское Спец ПУ закрытого типа.
Урок в 11 классе на тему «Пунктуация при обращении».
Разработала: Н.И.Трасковская
2015г.
Урок №22.
Тема: Пунктуация при обращении.
Цель: Углубить представление об обращении, его функциях и способах выражения.
Задачи:
обучающая: организовать самостоятельную работу учащихся по повторению и углублению понятий об обращении; ввести в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения;
развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования учебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.
Тип урока: проблемный.
Ведущий метод обучения: частично-поисковый
Методическое оснащение занятия:
1. Видеофильм.
2. Словари.
3. Раздаточный материал, карточки с заданиями (приложение 1)
4. Учебник "Русский язык".
КОНСПЕКТ УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация прежних знаний.
2.1. Работа по карточкам. «Разберите ремешки»
Выбрать пословицы по своей теме. Работа у доски.
Ребята, для того, чтобы наша работа принесла нам хорошие результаты, постараемся сейчас выяснить, что вам известно об обращении.
А поможет нам в этом игра "Интеллектуальная разминка"
2.2. "Интеллектуальная разминка".
На доске:
колосс
колоссальный
Что означает слово "колосс"?
Определите его лексическое значение. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.
Запишите в словарь эти слова и запомните их написание и значение.
2.2. Постановка проблемы
Ребята, посмотрите на схему и предложение.
На доске:
Ребята, наша команда выиграла!
Составляется схема:
Какие мысли у вас возникли?
(Обращение не является членом предложения.)
А почему к обращению нельзя поставить вопрос?
3. Изучение новой темы.
3.1. Исследование
Чтобы найти ответ на эти вопросы, постараемся пойти другим путем. Предлагаю вам провести исследование: "Почему обращение нельзя включить в схему предложения?"
(Потому что оно не отвечает ни на какой вопрос, оно не связанно грамматически ни с каким членом предложения.)
Выпишем пары слов:
На доске:
Команда (что сделала?) - выиграла.
Команда (чья?) - наша - согласование.
Обращение нельзя объединить в пару ни с одним словом. Следовательно, оно не связанно ни с каким словом: ни связью согласования, ни связью управления, ни связью примыкания.
Продолжаем исследование:
На доске:
1) Пограничники охраняют рубежи нашей родины.
2) Пограничники, охраняйте рубежи нашей родины.
Анализируем эти предложения:
по цели высказывания,
по характеру грамматической основы,
по наличию главных и второстепенных членов,
наличию главных и второстепенных членов предложения.
Подчеркните главные члены предложения.
Чем первое предложение отличается от второго?
Почему в I предложении слово пограничники является подлежащим, а во II нельзя поставить вопрос?
Значит, обращение не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос?
Как выделяются обращения в устной речи и на письме?
Кто мне сможет сформулировать результат исследования?
А теперь постараемся сформулировать вывод.
3.2. Объяснение материала.
Слово учителя:
Простые предложения могут быть осложнены такими словами, которые не являются членами предложения. Сегодня речь пойдет об обращении. Обращения находятся в границах простого осложненного предложения, но не являются его членами. Они не связанны грамматически с членами предложения: к ним нельзя поставить вопрос. Основная функция обращения - " звательная". Иногда обращение бывает риторическое, передающее экспрессивно-эмоциональное отношение говорящего.
3.3. Углубление темы
Просмотр видеофильма об обращении.
4. Закрепление изученного
4.1. На доске:
Чем выражено?
Примеры
1. Существительным
2. Частями речи, употребленными в значении существительного:
А) Прилагательным
Б) Причастием
В) Числительным
3. Существительным или прилагательным с "О"
Доброе утро, бабушка!
Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая:
Обучающиеся 8-х классов, завтра идем в поход!
На первый второй рассчитайсь, первый, шаг вперёд.
О мудрейший, помоги мне разрешить один вопрос!
Способы выражения обращений
4.2. Тренировочные упражнения
1. Перестройте предложение так, чтобы подлежащие стали обращениями.
На доске:
1) Ветер споёт нам про дикие горы.
2) Мой друг настойчиво добивается цели
3) Не шумит рожь спелым колосом.
На доске:
4.3. Готовимся к ЕГЭ (см. приложение №1)
5. Итоги урока
- Что узнали нового, чему научились?
- Что особенного запомнилось при изучение темы?
6. Подведение итогов урока.
Было ли трудно вам сегодня на уроке?
С чем вы ушли с урока?
Чему научились?
Изобразите свое настроение.
Приложение №1.
1. В каком предложении существительное может быть и подлежащим, и обращением? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Юра у тебя есть запасная ручка?
2) Я уже здоров доктор.
3) Почему березка наклонилась?
4) Мне бабушка гулять не хочется.
2. В каком предложение знаки препинания расставлены неправильно?