Разработки и сценарии к внеклассным школьным мероприятиям. Часть 1.
Разработки и сценарии к внеклассным школьным мероприятиям. Часть 1.
~~ Все школьники любят различные мероприятия. Как же устроить тот или иной праздник? Прежде всего, нужна интересная тема, далее необходим захватывающий сценарий, ну и, конечно же, для нас, взрослых, важно глубокое содержание, несущее в себе воспитательные моменты, интеллектуальное развитие и творческий характер. Всё это составляет «изюминку» любого мероприятия, которое мы, организаторы, должны умело подобрать в соответствии с возрастом и интересами детской аудитории.
Каждая разработка, предлагаемая в данном пособии, опробована на практике. Надеюсь, что предоставленный набор разработок и сценариев не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Желаю успешного проведения!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработки и сценарии к внеклассным школьным мероприятиям. Часть 1. »
Акмолинская область
Шортандинский район
ГУ «Новопервомайская основная школа»
Часть 1
Подготовила Филипович Елена Антоновна
Введение.
Все школьники любят различные мероприятия. Как же устроить тот или иной праздник? Прежде всего, нужна интересная тема, далее необходим захватывающий сценарий, ну и, конечно же, для нас, взрослых, важно глубокое содержание, несущее в себе воспитательные моменты, интеллектуальное развитие и творческий характер. Всё это составляет «изюминку» любого мероприятия, которое мы, организаторы, должны умело подобрать в соответствии с возрастом и интересами детской аудитории.
Каждая разработка, предлагаемая в данном пособии, опробована на практике. Надеюсь, что предоставленный набор разработок и сценариев не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Желаю успешного проведения!
Мой Казахстан!
Казахстан – это земля, издревле заселённая казахами и их предками.
Несколько тысяч лет назад эта территория была заселена племенами, которые, в основном, и образовали нынешний казахский народ.
Казахская земля – очень обширная, просторная. Она тянется от Прикаспийской низменности на западе до алтайских гор на востоке на 3000 километров. Если бы человек беспрерывно и ежедневно проходил по 30 километров, то он от западной до восточной границы нашей Родины прошел бы за 100 дней.
Известно, для того чтобы солнечные лучи постепенно осветили весь земной шар, нужны одни сутки (24 часа). А для прохождения солнечного света от востока до запада Казахстана необходимо больше двух с половиной часов. Поэтому, в то время, когда начинают свою работу на западных атыраусских фабриках и заводах нашей республики, на востоке, в предгорьях Алтайских гор, время приближается к полудню.
Казахстан с севера на юг тянется на 1600 километров. Когда на севере Казахстана в окресностях Петропавловска проносятся снежные бури, и земля укутана в снежное одеяло, на юге нашей Родины, в садах Алматы, цветёт урюк, тополь распускает свои листочки, и земля укрывается зелёным покрывалом.
Площадь такой обширной территории состовляет 2,7 млн. квадратных километров. На территории Казахстана свободно могли бы разместиться 5 Франций или 10 Великобританий.
В связи с обширной территорией природа Казахстана очень разнообразна. Пассажир, который едет поездом от Петропавловска до Алматы, пересекает несколько природных зон. На севере республики – это лесостепь с прозрачными озёрами, лесными массивами из берёз и осин, затем идут плодородные степи, а юг республики занимают обширные пустыни.
Если посмотреть на физическую карту, то мы заметим, что поверхность нашей республики очень разнообразна. Большую площадь всей территории занимают равнины. Восток и юг республики окаймляют высокие горы со снежными и ледниковыми вершинами, уходящими в облака.
Земные недра Казахстана очень богаты полезными ископаемыми. Здесь имеется всё для развития промышленности. Разведанны большие запасы железной руды, угля, нефти, газа, фосфорита, различных солей и множество других полезных ископаемых.
Лесостепные и степные пространства Казахстана широко используются для выращивания пшеницы. А пустуни полупыстыни отводятся под пастбища.
В южных и восточных горах в летний период животноводы поднимаются на джайляу.
В нашей республике проживают представители более ста национальностей и народностей. Они все граждане Республики Казахстан.
Казахстан граничит с пятью государствами: Россией, Узбекистаном, Киргизией, Китаем, Туркменистаном. Наш народ стремится установить со всеми этими государствами взаимовыгодные и дружеские отношения.
Казахстан – унитарное государство (унитарное – это единое).
Все области подчиняются одному президенту, одному правительству, следуют одной Конституции, имеют одну денежную единицу, одни символы.
Несметные богатства добываются из недр казахской земли. Казахстанский уголь, нефть, металл служат многим странам. С казахстанской земли уходят ввысь космические корабли. И эта же земля встречает героев-космонавтов.
Неоглядные казахстанские поля колосятся золотой пшеницей. На высокогорных лугах-джайляу пасутся большие стада овец и табуны лошадей.
На свете есть немало
Больших и малых стран.
И есть страна такая-
Былинный Казахстан.
Целинная, родная,
Любимая земля!
От края и до края,
Ты – Родина моя.
М. Долгов
Знавал ли мир подобное начало,
Сверкнувшее в порыве вихревом.
С тех пор и наша степь навеки стала
Поэзией, легендой, торжеством.
Издревле горделивые усилия
Орлам дарили царственный полёт.
Сегодня степь, легко раскинув
крылья,
Возносит и себя и свой народ.
Ж. Молдагалиев
В корне преобразованы громадные просторы Казахстана. В течение жизни одного поколения сделан громадный скачёк из бездны нищеты, голода и беспросветных страданий всех угнетённых народов бывшей Российской империи к новой светлой действительности.
Ой, лихая у тебя судьбина, Казахстан,
Всех бед не перечесть!
Степь была, как старая овчина,
На ветру теряющая шерсть.
М. Алимбаев
Получив 22 августа 1920 года свою государственность, казахский народ высказался за союз всех советских народов, образовав Казахскую республику.
Наш путь теперь широк и прям,
На смену кочевым коням
Степь распахнула ширь машинам.
Народ мой полюбил металл,
За перевалом перевал
Он будет брать, идя к вершинам.
Вместе со своей страной к новой жизни шли трудящиеся степного Приишимья. Дела здесь разворачивались большие и славные. Железнодорожная линия Петропавловск – Кокчетав – Акмолинск – Карталы соединяла карагандинский уголь с уральским металлом. Появились первые колхозы и совхозы, машино-тракторные станции, произошла ликвидация неграмотности.
Посмотри, озарён, осиян,
Встал одетый в лучи Казахстан.
От Тянь-Шаня его простор
До Уральских яшмовых гор.
У казахов своя страна,
Свои земли на все времена.
Степной народ мой возрождён.
Цветут и степи и поля.
И песен водопадный звон
Узнала ты, моя земля.
В годы Великой Отечественной войны, в час смертельной опасности, нависшей над Родиной, трудящиеся Казахстана вместе со всеми народами-братьями героически сражались в исторических битвах под Москвой и Сталинградом, обороняли Ленинград, побеждали на Малой земле и на Курской дуге, освобождали Украину, Белоруссию, Прибалтику и Молдавию, спасали от фашисткого порабощения народы Европы.
О подвиге 28 героев-панфиловцев говорится в стихотворении:
Когда судьба Москвы и всей России
Сошлась к Волоколамскому шоссе,
Там, грозное крешенье принимая,
Бои кровопролитные вела
Дивизия гвардейская восьмая,
Что Казахстаном собрана была.
Глядели хмуро пушечные дула.
Был вдохновлён на подвиги солдат
Клокочущими песнями Джамбула
И опоясан связками гранат.
На том шоссе, на той дороге узкой
Плечом к плечу, как памятник в веках,
Стояли за Москву казах и русский,
Стояли насмерть русский и казах.
Сотни тысяч казахстанцев отмечены боевыми наградами, а около 500 удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Более ста воинов нашей республики – полные кавалеры ордена солдатской славы.
Пусть навсегда останутся в памяти имена героев-панфиловцев, защищавших Москву, дважды героев Советского Союза: Бауржана Момыш-улы, Малика Габдулина, Талгата Бигельдинова, Сергея Луганского, Леонида Беды, Ивана Павлова; Героев Советского Союза: Ивана Панфилова, Мусабека Сенгирбаева, Толегена Тохтарова, Маншук Маметовой, Алии Молдагуловой и многих других славных сынов и дочерей Казахстана.
Четыре долгих года шла война. Вдребезги разбила наша армия фашисткие войска, выгнала их с нашей земли и помогла другим странам избавится от захватчиков.
Из дальних стран уже друзья
Домой с победою идут.
И с песней Родина моя
Берётся вновь за мирный труд.
Одной из ярких страниц в истории Казахстана является освоение целинных и залежных земель. Словно настежь распахнулось окно в широкие степи Казахстана, когда впервые был поднят веками нетронутый пласт земли, когда, словно грибы после дождя, стали расти дома и целые посёлки.
Славный бой мы вели без отдыха.
Труд взошел золотыми нивами.
Целина стала песней подвига.
Степи стали землёй счасливою.
Дважды Казахстан давал Родине миллиард пудов хлеба.
Казахстан стал кладовою хлеба.
Мы проникли в тайники земли.
Покорили землю мы и небо,
К солнцу мы подняли корабли.
О Казахстан! Ты свет и чудо!
Ты наша боль и даль путей.
До самой смерти славить буду
В своих стихах твоих людей.
И люди трудятся в забое,
И города растут кругом.
И на земле и под землёю
Жизнь Казахстана бьёт ключом.
Ж. Молдагалиев
Огромный путь борьбы и побед прошли трудящиеся Казахстана. Из отсталой окраины царской России Казахстан превратился высокоразвитую аграрно-индустриальную республику. 25 октября 1990 года Верховным Советом КазССР была принята декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР», которая стала юридически отправной вехой утверждения суверенитета нашей страны.
16 декабря 1991 года Казахстан стал независимым государством. «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы». (Конституция РК)
28 января 1993 года была принята Конституция Республики Казахстан – Основной закон государства. 30 августа 1995 года – новая, с внесёнными изменениями.
Столица Республики Казахстан – Астана. С каждым днём растёт и хорошеет молодая столица. Строятся новые дома, дворцы, парки. Об этом говорится в стихотворении:
Средь ковыльных степей,
Средь пшеничных полей,
Где ишимская плещет волна,
Встал ты, город мечты,
Город нашей судьбы,
Город нашей любви, Астана!
Дни за днями идут,
На дерзанье и труд
Поднимается наша страна.
И всегда с нами ты,
Город нашей мечты,
Город юных сердец, Астана.
Мы пройдём этот путь,
Нас с пути не свернуть.
Наша цель и светла , и ясна.
Наши дети растут,
Нам на смену придут,
Чтоб жила ты в веках, Астана.
Будем братство крепить,
Будем внуков растить.
Расцветай и сияй, как весна,
Город нашей мечты,
Город нашей судьбы,
Сердце нашей страны, Астана.
Во все времена и у всех народов олицетворением государственности и независимости выступали Герб, Флаг и Гимн. Под их сенью шли на подвиги. Отважные землепроходцы и мореплаватели, совершая великие открытия, устанавливали на неизведанных прежде землях знаки своей страны.
История атрибутов нашей государственности отражает славное и трагическое прошлое казахского народа и молодое самоопределяющееся настоящее казахской нации.
ФЛАГ – голубое полотнище, в центре которого солнце с лучами. Ниже – парящий орёл. С левой стороны – вертикальная полоса с национальным орнаментом. Казахский орёл взлетел ввысь 4 июня 1992 года. Сине-голубой цвет – идея объединения, напоминание о чистом небе, обозначающем у всех народов мир, спокойствие, благополучие. На языке геральдики – честность, верность, надежда. Золотое солнце, купающееся в своих лучах, символизирует покой и богатство, а степной орёл – щедрость и зоркость, высоту помыслов и идеалов казахского народа. Орнамент – единство многообразного народа Казахстана.
ГЕРБ – круг, голубой фон. В центре – шанырак (верх юрты), переходящий в изображение солнца с лучами. (Шанырак у казахов – символ благополучия, спокойствия, мира, богатства.) По бокам крылатые кони – тулпары, обозначающие мечту, полёт в сказачную страну, молодое поколение.
ГИМН подобен произведению, вобравщему всю глубину народного богатства, его историю, мечты, чаяния, цели и стремления. В жизни любого государства Гимн играет большую роль. Имея морально-организующее значение, Гимн сплачивает граждан на создание качественно нового общества, контуры которого определяются конституцией.
Гимном открываются официальные встречи руководителей государств. Гимн исполняется на торжественных праздниках, военных парадах, спортивных соревнованиях. Слушают и поют Гимн стоя, показывая уважение к главной песне своей Родине.
В январе 2006 года был принят новый Гимн Республики Казахстан (музыка Шамши Калдаякова, слова Жумекена Нажимеденова и Нурсултана Назарбаева).
Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал: «Я вижу Казахстан страной, которая превратится в одно из 50 самых богатых государств мира. Будущее нельзя остановить, но его можно планировать. Мой план прост и достижим – заботу и благополучие нашим старикам, работу и перспективу молодым, здоровье и образование всем, мир и счастье в каждый дом. Казахстан никогда больше не будет страной кризисов, а будет страной, где реализуются мечты». А мы знаем, что у нашего Президента слова никогда не расходятся с делом. Так что можно быть увереным – у Казахстана действительно светлое будущее.
Подготовила Салтыкова В. Ученица 9 класса .
«ДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ»
(материалы к Уроку Мужества)
Оформление сцены:на заднике сцены нарисованы взрывы, висят портреты пионеров-героев и рисунки детей на военную тему, сверху – плакат с названием мероприятия «Детство, опалённое Войной», макет Вечного огня с проёмом в середине для свечей, свечи по 15 см.
Дети, готовившие сообщение о героях, выходят на сцену группами по 2-3 человека, подходят к портретам «своих» героев и по очереди рассказывают о них, зажигая свечи поочерёдно, и тушат их после прочтения.
Чтец. Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
(С. Щипачев)
1-й ведущий: «Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. И сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжёлых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом. «Война!» - крикнул кто-то. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени» (Б. Васильев).
Звучит песня «Священная война».
1-й ведущий: И пошли на смертный бой с врагами нашей Родины её орлы, её сыны.
Чтец. Отец твой дерётся с врагами –
Тяжёлая эта работа.
Все люди встают, защищая
Страну, как родную мать.
У неё большие хлопоты,
Большие дела и заботы.
Ей будет трудно порою –
Ты должен ей помогать.
На сцене трое учащихся.
1-й. Что теперь будем делать? Как жить?
2-й. Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.
1-й. Моряком, конечно, хорошо, но лучше танкистом. Сяду в танк, развернусь – и нет немецкого полка!
3-й. Пока мы ещё вырастим! А я буду токарем, как мо отец. Буду вытачивать на его станке снаряды.
1-й ведущий: В суровые годы войны рядом со взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, собирали тёплые вещи.
Чтец. Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать девчонки Урала,
Подставили ящики, чтоб доставать до станка.
2-й ведущий: Тяжёлые испытания война принесла детям. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свою жизнь за Победу.
1-й ведущий: Фашисты заняли нашу территорию, на которой остались люди, часть жителей ушла в партизаны.
Чтец. Уходит отец в партизаны…
Прощаться с отцом нелегко.
И вслед, обливаясь слезами,
Бежит босоногий Сашко.
Нет детскому горю предела…
Отец наклонился в седле:
«За стремя хвататься не дело.
Ты лучше разведай в селе.
И вот тебе в руки граната –
Теперь ты готов ко всему.
И дай я тебя обниму…»
Скрылись вдали партизаны.
Теперь и отец далеко.
Спокойный с сухими глазами
Стоит на дороге Сашко.
Сашко примечает: у хаты,
Где дворик, поросший травой,
Фашистские ходят солдаты,
Фашистский стоит часовой.
Тут офицеры из штаба…
В минуту Сашко на крыльце.
«Я видел: в лесу партизаны.
Я шёл по опушке вчера.
Я видел своими глазами:
Кто-то сидел у костра».
Медленно, длинно, подробно
Он продолжает рассказ…
«Довольно, - кричат ему злобно, -
Где партизаны сейчас?»
Мальчик стоит среди хаты,
Он всё хорошо рассчитал.
За пазухой холод гранаты –
К ним смерть, как расплата, пришла.
Сашко! Мальчуган босоногий!
Не жить тебе в тихом селе,
Не бегать по тёплой траве.
Спокойный лежишь ты и строгий,
Величье на детском челе…
Звучит песня «Есть беседка в городе Черкасы» на мотив песни «Катюша».
1 к-т:
Есть беседка в городе Черкасы,
Старый дом, душистая листва.
Пионерка из 7 класса
Девочка Людмила там жила.
2 к-т:
Вдруг в беседку ворвались фашисты
Стали дома девочку пытать:
«Ты скажи, где скрылись коммунисты
И в каком отряде твоя мать?»
3 к-т:
Долго-долго девочку пытали:
Жгли ей руки, рвали волоса.
Ничего Людмила не сказала,
На заре повешена была.
4 к-т: повтор 1 к-та.
Ученики представляют пионеров - героев.
Два ученика. Я -Альберт Купша, а я - Маркс Кротов. Мы поклялись бороться с захватчиками. Мы установили связь с партизанами. Однажды мы помогли нашим самолётам разбить фашистский аэродром. Скрытно подобрались к аэродрому. Вдвоём полезли на сосну. У нас было ведро с керосиновой лампой. Мы лезли вверх и передавали друг другу ведро.
Снизу огня не было видно, а для наших лётчиков это был отличный маяк. Фашисты заподозрили нас в связи с партизанами и схватили , а позже расстреляли.
2-й ученик. Я - Володя Казначеев. Весной 1941 года закончил пятый класс, а осенью вместе с сестрой пришёл к партизанам. Мать фашисты расстреляли за то, что она пекла хлеб партизанам. Я был связным партизан с подпольщиками, расклеивал листовки. Пустил под откос более 10 вражеских эшелонов. За мою голову фашисты назначили награду, даже не подозревая, что я совсем ребёнок.
1-й ведущий: Многие из жителей, оказавшихся в занятых фашистами городах и сёлах, ушли в подполье: старались незаметно, тайком, всячески навредить захватчикам, помочь партизанам.
На сцене следующая группа учащихся представляют пионеров-героев.
3-й ученик. Я -Витя Хоменко. В школе по немецкому у меня была пятёрка. Подпольщики поручили мне устроиться в офицерскую столовую для немцев: я подавал обеды и слушал разговоры. Скоро немцы сделали меня посыльным при штабе. Но они и подумать не могли, что их самые секретные пакеты первыми читали подпольщики.
Чтец. Я из детства ушёл не как все,
А шагнул через пламя взрыва…
В молодом серебристом овсе
Мина мягкую землю взрыла.
Вновь засеяли землю весной,
От дождей оплыла воронка…
Трудно вырасти из ребёнка,
Искалеченного войной.
4-й ученик. Я - Володя Щербацевич. В занятом немцами городе Минске вместе с мамой у себя на квартире я устроил госпиталь. Выхаживали раненых бойцов, доставляли лекарства. Фашисты держали в тюрьме раненых красноармейцев. Я с другими подпольщиками устроил им побег и помог пробраться к партизанам.
Чтец. Ветры в походные трубы трубили,
Дождь отбивал барабанную дробь…
Ребята-герои в разведку ходили
Сквозь чащу лесов и болотную топь.
5-й ученик. Я - Витя Коробков. Меня война застала в пионерском лагере. Родной мой город занял враг, но в городе действовало подполье, и я стал его участником. Раз я подобрал на улице немецкий пропуск, принёс его в типографию. По этому образцу были напечатаны пропуска для разведчиков. Я гонял по улице обруч: вроде бы играл, а сам замечал танки в укрытиях, пулемёты, где и сколько разместилось немецких солдат. И всё, что узнавал, передавал партизанам.
6-й ученик. Я - Шура Кобер. Город Николаев – крупный южный порт, железнодорожный узел. Эшелон за эшелоном отправляли фашисты в сторону фронта. Что в них? Какое оружие? Сколько? Наблюдение за железной дорогой поручили мне. Я возился у переезда с велосипедной цепь, а сам считал танки под брезентом, машины, пушки, и по моим донесениям летели под откос эшелоны с боевой техникой.
7-й ученик. Я - Саня Колесников. Мне поручили выяснить, куда ведёт железнодорожная ветка, которую так усиленно охраняли немцы. Я проследил весь её путь, а потом, взбираясь на деревья, обозначил его кусками белой материи – с самолётов цель была видна отлично.
8-й ученик. …Школьным вечером,
Хмурым летом,
Бросив книги и карандаши,
Встала девочка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж. (Ю. Друнина)
Я - Нина Куковерова. С первых дней прихода фашистов стала партизанской разведчицей. Не обращали внимания фашисты на усталую девочку с торбой, а я видела всё: и штаб, и склад горючего, и часовых.
9-й ученик. Я - Зина Портнова. Война застала меня, ленинградскую девочку, в деревне, куда я приехала на каникулы. Там была создана подпольная группа «Юные мстители», и я стала её участником. Вела разведку, распространяла листовки. В декабре 1943 года фашисты схватили меня, пытали и допрашивали. Во время одного из допросов я схватила со стола пистолет и выстрелила в гестаповца, пыталась бежать, но фашисты нагнали меня…
Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила…
(О. Бергольц)
Звучит песня «День Победы», на фоне которой дети читают, а остальные зажигают свои свечи и поочерёдно ставят в середину Вечного огня.
1-й ведущий: Победа! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Именно столько дней продолжалась Великая Отечественная война.
2-й ведущий: И, как могли, помогали Родине дети: кто – у станка или в поле, кто – на фронте или в партизанском отряде. Многие из них стали героями, многие погибли.
На сцене дети с портретами пионеров-героев в руках. Ученики читают отрывок из стихотворения «Реквием» Р.Рождественского.
Разве погибнуть
Ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
Обещала,
Любовь
Обещала,
Родина.
Разве для смерти
Рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
Нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо! –
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте
на помощь…»
Родина.
Славы
Никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого…
Дети (хором). Я или Родина!
1-й ведущий: Они пали за мир, за жизнь, за нас! Снимите шапки, люди!
2-й ведущий: (читает на фоне звука метронома)
Вой самолётов, пушек канонада, Лязг гусениц и пулемётов лай, Плач материнский, вдовий по солдатам, Погибшим за родимый край,
И крик «За Родину! В атаку!», Свист пуль и раненого стон, Разрывы бомб, воздушная тревога, Блокадный Ленинграда метроном –
Все оглушительные звуки Давно оконченной войны Вместились все в одной минуте Одной минуте тишины.
(Галямин Александр)
Минута молчания под отсчёт метронома.
Чтец.
Снова майские звёзды в полях зацветают,
И вдоль старых окопов плывёт тишина.
Там когда-то гремела большая,
Не по детскому росту война.
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце!».
ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ НА МОГИЛЕ НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА У КРЕМЛЕВСКОЙ СТЕНЫ
Приложение
Вася Шишковский
Вася погиб, когда фронт был уже далеко и наши войска добивали гитлеровцев возле границ с Германией. Он жил и учился на Тернопольщине, ныне это территория Западной Украины. И хотя советская власть там была уже восстановлена, в лесах продолжали прятаться гитлеровские пособники, так называемые бандеровцы. Они терроризировали мирное население, охотились за активистами, пионеров заставляли снимать красные галстуки. Вася не побоялся выступить на многолюдном митинге и сказать, что он и его друзья будут носить красные галстуки. Под Новый, 1945 год бандеровцы убили Василия Шишковского. Потом подожгли его дом и бросили тело мальчика в огонь. На следующий день все сверстники Василия в поселке надели пионерские галстуки и пошли в школу. Гибель товарища сплотила пионерские ряды. А вскоре милиция вышла на след бандитов и перебила их всех до одного.
Альберт Купша
Альберт был ровесником и товарищем Маркса Кротова, о котором мы уже рассказали. Вместе с ними мстил захватчикам Коля Рыжов. Ребята собирали оружие, передавали его партизанам, выводили из окружения бойцов Красной Армии. Но главный свой подвиг они совершили в новогоднюю ночь 1942 года. По заданию партизанского командира мальчики пробрались к гитлеровскому аэродрому и, подавая световые сигналы, вывели на цель наши бомбардировщики. Самолеты врага были уничтожены. Гитлеровцы выследили патриотов и после допросов и пыток расстреляли их на берегу озера Белого.
Витя Коробков
Двенадцатилетний Витя был рядом со своим отцом, армейским разведчиком Михаилом Ивановичем Коробковым, действовавшим в Феодосии. Витя, чем мог, помогал отцу, выполнял его боевые поручения. Бывало, и сам проявлял инициативу: расклеивал листовки, добывал сведения о расположении вражеских частей. Его арестовали вместе с отцом 18 февраля 1944 года. До прихода наших войск оставалось совсем чуть-чуть. Коробковых бросили в старокрымскую тюрьму, две недели выбивали из разведчиков показания. Но все усилия гестаповцев оказались напрасными…
Шура Кобер
Николаевский школьник Шура Кобер в первые же дни оккупации города, где он жил, вступил в подпольную организацию. Его задачей была разведка передислокации гитлеровских войск. Шура выполнял каждое задание быстро и точно. Когда в партизанском отряде вышел из строя радиопередатчик, Шуре поручили перебраться через линию фронта и связаться с Москвой. Что такое переход линии фронта, знают только те, кто это делал: бесчисленные посты, засады, риск попасть под огонь как чужих, так и своих. Шура, успешно преодолев все препятствия, принес бесценные сведения о расположении гитлеровских войск в прифронтовой полосе. Через какое-то время он вернулся к партизанам, вновь перейдя линию фронта. Воевал. Ходил в разведку. В ноябре 1942 года мальчика выдал провокатор. В числе десяти подпольщиков он был казнен на городской площади.
Маркс Кротов
Этому мальчику со столь выразительным именем были бесконечно благодарны наши летчики, которым приказали разбомбить вражеский аэродром. Аэродром находился в Ленинградской области, под Тосно, и тщательно охранялся гитлеровцами. Но Марксу Кротову удалось незаметно подобраться к аэродрому и подать нашим летчикам световой сигнал. Ориентируясь на этот сигнал, бомбардировщики точно атаковали цели и уничтожили десятки вражеских самолетов. А до этого Маркс собирал для партизанского отряда продовольствие и передавал его лесным бойцам. Маркса Кротова схватил гитлеровский патруль, когда он в очередной раз вместе с другими школьниками наводил на цель наши бомбардировщики. Мальчик был казнен на берегу озера Белого в феврале 1942 года.
Нина Куковерова
Свою войну с гитлеровцами она начала с распространения листовок в оккупированном врагами поселке. В ее листовках были правдивые сводки с фронтов, которые вселяли в людей веру в победу. Партизаны доверили Нине разведывательную работу. Она отлично справлялась со всеми заданиями. Гитлеровцы решили покончить с партизанами. В одну из деревень вошел карательный отряд. Но его точная численность и вооружение не были известны партизанам. Нина вызвалась разведать силы врага. Она запомнила все: где и сколько часовых, где хранятся боеприпасы, сколько у карателей пулеметов. Эти сведения помогли партизанам разгромить врага. Во время выполнения очередного задания Нину выдал предатель. Ее пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку. Нина Куковерова посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.
Витя Хоменко.
Как и Василий Коробко, семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры вермахта, расслабленные баварским пивом. Добытые сведения высоко ценились в подпольной организации «Николаевский центр». Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко. Вася погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Вася не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя посмертно удостоен ордена Отечественной войны I степени.
Зинаида Портнова
Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Леня Голиков
Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде. Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал. Погиб Леня Голиков весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Марат Казей
Белорусскому школьнику, Марату Казею, было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, Марат попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку… Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.
Валентин Котик
В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут- пацан, подросток. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Василий Коробко
Необычно сложилась партизанская судьба шестиклассника из села Погорельцы Васи Коробко. Боевое крещение он принял летом 1941 года, прикрывая огнем отход наших частей. Сознательно остался на оккупированной территории. Однажды на свой страх и риск подпилил сваи моста. Первый же фашистский бронетранспортер, который заехал на этот мост, рухнул с него и вышел из строя. Потом Вася стал партизаном. В отряде его благословили на работу в гитлеровском штабе. Там никто и подумать не мог, что молчаливый истопник и уборщик прекрасно запоминает все значки на вражеских картах и ловит знакомые со школы немецкие слова. Все, что Вася узнавал, становилось известным партизанам. Как-то каратели потребовали от Коробко, чтобы он привел их к лесу, откуда партизаны делали вылазки. А Василий вывел гитлеровцев к полицейской засаде. В темноте каратели приняли полицаев за партизан и открыли по ним огонь, уничтожив немало предателей Родины. Впоследствии Василий Коробко стал отличным подрывником, принял участие в уничтожении девяти эшелонов с живой силой и техникой врага. Он погиб, выполняя очередное задание партизан. Подвиги Василия Коробко отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
Таня Савичева.
Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня.
Галя Комлева
В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. Она, как и многие ее сверстники в военные годы, была разведчицей, снабжала партизан важными сведениями. Фашисты выследили Комлеву, схватили, бросили в камеру. Два месяца непрерывных допросов, побоев, издевательств. От Гали требовали назвать имена партизанских связных. Но пытки не сломили девочку, она не проронила ни слова. Галя Комлева была безжалостно расстреляна. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.
Юта Бондаровская
Война застала Юту на каникулах у бабушки. Еще вчера она беззаботно играла с подружками, а сегодня обстоятельства потребовали от нее взяться за оружие. Юта была связной, а потом разведчицей в партизанском отряде, который действовал на Псковщине. Переодевшись мальчишкой-нищим, хрупкая девочка бродила по вражеским тылам, запоминая расположение боевой техники, постов охраны, штабов, узлов связи. Взрослым никогда не удалось бы так ловко обманывать бдительность врага. В 1944 году в бою у эстонского хутора Юта Бондаровская пала смертью храбрых вместе со своими старшими товарищами. Юта посмертно награждена орденами Отечественной войны I степени и медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
Володя Дубинин
О нем рассказывали легенды: как Володя водил за нос целый отряд гитлеровцев, выслеживающих партизан в крымских каменоломнях; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах… Володя был любимцем партизан, их общим сыном. Но война есть война, она не щадит ни взрослых, ни детей. Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания. Командующий Крымским фронтом, узнав о гибели Володи Дубинина, отдал приказ наградить посмертно юного патриота орденом Красного Знамени.
Саша Ковалев
Он был выпускником Соловецкой школы юнг. Свой первый орден — орден Красной Звезды- Саша Ковалев получил за то, что моторы его торпедного катера N209 Северного флота ни разу не подвели во время 20 боевых выходов в море. Второй награды, посмертной, — ордена Отечественной войны I степени — юный моряк был удостоен за подвиг, которым вправе гордиться взрослый человек. Это было в мае 1944 года. Атакуя фашистский транспортный корабль, катер Ковалева получил от осколка снаряда пробоину коллектора. Из разорванного кожуха била кипящая вода, мотор мог заглохнуть в любую минуту. Тогда Ковалев закрыл пробоину своим телом. На помощь ему подоспели другие моряки, катер сохранил ход. Но Саша погиб. Ему было 15 лет.
Саша Кондратьев
Не всех юных героев за их мужество награждали орденами и медалями. Многие, совершив свой подвиг, по разным причинам не попадали в наградные списки. Но не ради орденов сражались с врагом мальчишки и девчонки, у них была другая цель — рассчитаться с оккупантами за страдающую Родину. В июле 1941 года Саша Кондратьев и его товарищи из деревни Голубково создали свой отряд мстителей. Ребята раздобыли оружие и начали действовать. Сначала они взорвали мост на дороге, по которой гитлеровцы перебрасывали подкрепление. Потом разрушили дом, в котором враги устроили казарму, а вскоре подожгли мельницу, где гитлеровцы мололи зерно. Последней акцией отряда Саши Кондратьева стал обстрел вражеского самолета, кружившего над Череменецким озером. Гитлеровцы выследили юных патриотов и схватили их. После кровавого допроса, их повесили на площади в городе Луге.
Лара Михеенко
Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов… Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале. Лара Михеенко стала партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст — после бесплодного допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Лару Михеенко посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.
Саша Бородулин
Уже зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени. Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку. Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.
Саня Колесников
Санька. Саня. Сан Саныч... Так называли его боевые друзья. А в указах о награждении звучало неизменно гордо и весомо - Александр Александрович Колесников. Сане удавалось то, что оказывалось не под силу взрослым - добывал разведывательные данные буквально под носом у врага. Ему поручили выяснить, куда ведет стратегическая ветка оптоволоконного канала, того, что усиленно охранялся интернетчиками. Саня проследил весь его путь, а потом, взбираясь на деревья, обозначил его кусками белой материи - с самолетов цель видна была отлично.
КОЛЕСНИКОВ Володя Казначеев
1941 год... Весной закончил пятый класс. Осенью вступил в партизанский отряд. Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам в Клетнянские леса, что на Брянщине, в отряде говорили: "Ну и пополнение!.." Правда, узнав, что они из Соловьяновки, дети Елены Кондратьевны Казначеевой, той, что пекла хлеб для партизан, шутить перестали (Елена Кондратьевна была убита фашистами). В отряде была "партизанская школа". Там обучались будущие минеры, подрывники. Володя на "отлично" усвоил эту науку и вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов. Приходилось ему, и прикрывать отход группы, гранатами останавливая преследователей... Он был связным; ходил нередко в Клетню, доставляя ценнейшие сведения; дождавшись темноты, расклеивал листовки. От операции к операции становился опытнее, искуснее. За голову партизана Казаначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник - совсем еще мальчик. Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной край не был освобожден от фашистской нечисти, и по праву разделил со взрослыми славу героя - освободителя родной земли. Володя Казначеев награжден орденом Ленина, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.
Мария Щербак.
Ушла на фронт в 15 лет под именем своего погибшего на фронте брата Владимира. Стала пулеметчицей 148-й стрелковой дивизии. Мария закончила войну старшим лейтенантом, кавалером четырех орденов.
Аркадий Каманин.
Он был воспитанником авиаполка, в 14 лет впервые сел в боевой самолет. Летал стрелком-радистом. Освобождал Варшаву, Будапешт, Вену. Заслужил три ордена. Спустя три года после войны Аркадий, когда ему было всего 18 лет, умер от ранений.
Жора Смирнитский.
В 9 лет от стал бойцом Красной Армии, получил оружие. Исполнял обязанности связного, ходил в разведку за линию фронта. В 10 лет получил звание младшего сержанта, а накануне победы свою первую высокую награду — орден Славы III степени…
Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне со взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки. Но от этого героический след, оставленный ими в военной истории, не стал бледнее.
Содержание:
Введение
Доклад «Мой Казахстан!»
«Детство, опалённое войной» (материалы к Уроку Мужества)