Разнообразные педагогические технологии в новой педагогической системе ставят проблему адаптированности к конкретным условиям конкретного образовательного учреждения.
Деятельность учебного учреждения рассматривается не только как результат учения, но и как процесс формирования знаний.
Этапы обучения в адаптивной системе предусматривают следующий стиль взаимоотношений:
Педагог обучает всех: учитель-коллектив
Работает индивидуально: учитель-учащийся
Организует самостоятельность работы учащихся: учащийся-коллектив учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационная культура педагога»
Инновационная культура педагога
Человек критического ума,
склонный к анализу,
умеющий отделять нужное от ненужного,
как правило, обладает сильным духом.
А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным,
не только не приобретает нового,
но и теряет старые познания. Дух его слабнет.
Абай
Разнообразные педагогические технологии в новой педагогической системе ставят проблему адаптированности к конкретным условиям конкретного образовательного учреждения.
Деятельность учебного учреждения рассматривается не только как результат учения, но и как процесс формирования знаний.
Этапы обучения в адаптивной системе предусматривают следующий стиль взаимоотношений:
Педагог обучает всех: учитель-коллектив
Работает индивидуально: учитель-учащийся
Организует самостоятельность работы учащихся: учащийся-коллектив учащихся
Образовательные учреждения готовят специалиста новой формации через внедрение инновационных технологий.
Почему инновации стали признаком и свойством современного времени?
На мой взгляд, инновации характеризуют современный уровень развития общества, которое называется информационным. В его основе лежит информация. А информация по Олвину Тоффлеру обладает тремя свойствами: новизной, динамичностью и разнообразием. Если человек, компания, школа, вуз, государство хочет быть успешным в динамизации процесса обмена информацией в обществе, значит, оно должно и будет производить инновации.
Инновационное обучение – особый тип овладения знаниями, альтернативный по отношению к «нормативному» обучению.
Особенности инновационного обучения:
работа на опережение, предвосхищение развития;
открытость к будущему;
направленность на личность, её развитие;
обязательное присутствие элементов творчества;
партнёрский тип отношений: сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь и др.
Инновационная культура педагога – это мера и способ творческой самореализации личности педагога в инновационной деятельности, направленной на создание, освоение и передачу инновационных ценностей, знаний и технологий.
Работая над индивидуальной методической темой, преподаватель выстраивает модель на пути к решению задач по организации формирования и учёта знаний и овладения навыками и умениями, способствующими развитию самостоятельности мышления, повышению эффективности умственного труда.
А для решения задач образовательного процесса необходим соответствующий инструментарий. Данную роль выполняет технология обучения. Технология обучения – система научно обоснованных методов, правил и приёмов обучения предмету, таким образом, инструментарий для достижения целей обучения, систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, система способов и средств достижения целей и требуемого уровня усвоения. В отличие от методических разработок урока, ориентированных на преподавателя, педагогические технологии направлены на обучаемых, предполагают обеспечение успеха и усвоения знаний за счёт их собственной деятельности. Выбор педагогических технологий определяется целями обучения, требуемым уровнем усвоения знаний и умений, квалификацией преподавателя и базовой подготовкой учащихся.
Технология направлена на то, чтобы формировать базу знаний, развить творчество и познавательную активность учащихся, инициативу и самостоятельность в усвоении знаний, удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы во всех сферах учебной жизни.
Новые взгляды на современного педагога связаны с концепцией перехода от «педагога-опекуна» к «педагогу - менеджеру». Данная концепция сводится к переходу от авторитаризма к демократизации, от личной власти к власти закона.1
Использование инновационных методов обучения позволяет усваивать модель новых отношений в обществе, формировать их в коллективе. В то же время, педагог становится управленцем взаимодействия с учащимися, выполняет функции планирования и организации, мотивации и контроля обучения.
Создание инновационной среды стимулирует инновационную деятельность педагога и постепенно может привести к формированию инновационной культуры личности педагога и учащегося. В то же время хочу отметить, что инновационная деятельность – есть внутреннее стремление самого человека, среда лишь способствует развитию инновационной культуры личности. Инновационная деятельность становится личностно – значимым компонентом современной педагогической культуры. А на сколько данная культура развита у преподавателей, можно узнать, проведя семинарское занятие «Инновации, нововведения, новшества в деятельности преподавателя колледжа».
Вопросы для обсуждения:
1.Что такое педагогическая инноватика и каковы её основные цели?
2.Инновационный процесс и участие в нём каждого преподавателя.
3.Основные аспекты инновационной деятельности преподавателя.
Практическое задание.
Проведите с учащимися и преподавателями анкетирование. Обработайте данные. Сделайте вывод о готовности педагогического коллектива к внедрению и разработке нового.
Анкета для преподавателей
1.Необходимы ли, на ваш взгляд, изменения в учебной, внеурочной деятельности (в чём конкретно и почему) ?
2.Какие, на ваш взгляд, нужны изменения в вашем колледже:
в управлении;
в содержании образования и воспитания;
в технологии обучения, воспитания и развития;
в режиме работы.
3.Чувствуете ли вы себя готовым к освоению новшеств:
в содержании обучения;
в технологии обучения.
4.Какие формы подготовки к освоению новшеств вы прошли? Дайте им оценку по 5-балльной шкале:
«5» - очень влияют на уровень моего развития и подготовленности к инновационной деятельности;
«4» - влияют;
«3» - слабо влияют;
«2» - почти не влияют;
«1» - не влияют.
№ п/п
Формы подготовки
Оценка
1
Семинары, практикумы на базе методического кабинета колледжа
2
Педагогические советы
3
Работа в методическом объединении, творческой группе, предметно-цикловой комиссии
4
Работа с научным консультантом
5
Самостоятельная опытная работа
6
Обучение не проблемных курсах при ИПК, методическом кабинете
7
Повышение квалификации
5.Оцените условия вашего колледжа для развития инновационной деятельности:
3 балла – очень хорошие;
2 балла – хорошие;
1 балл - удовлетворительные
0 баллов – неудовлетворительные
№ п/п
Условия
Оценка
1
Материальные
2
Финансовые
3
Организационные
4
Психологический климат
5
Стимулирование
6
Система обучения кадров
6.Что является для вас препятствием в освоении и разработке новшеств:
отсутствие времени;
отсутствие обоснованной стратегии развития колледжа;
отсутствие помощи;
отсутствие лидеров-новаторов в колледже;
разногласия, конфликты в коллективе;
отсутствие необходимых теоретических знаний;
слабая информированность о нововведениях в области образования;
отсутствие или недостаточное развитие исследовательских умений;
отсутствие интереса и потребностей в инновационной деятельности;
отсутствие стимулирования.
Выберите пять наиболее значимых для вас препятствий, подчеркните их.
Анкета для учащихся
Цель: изучить мнение учащихся о новшествах в своём колледже.
1.Как часто, на ваш взгляд, преподаватели применяют новшества в обучении:
большинство преподавателей применяют;
некоторые применяют;
редко преподаватели применяют новшества;
ни один преподаватель не применяет новшества.
2. Каково ваше отношение к урокам, на которых применяются новшества:
такие уроки значительно интереснее других;
Эти уроки не отличаются от прочих;
Не могу ничего сказать.
3. Считаете ли вы, что уроки с применением новшеств более эффективны:
а) изменяется ли ваша познавательная активность и почему?
-Да, моя активность изменяется, потому что…
-Нет, не изменяется.
б) изменяются ли результаты вашей деятельности на уроке? В чём это проявляется?
-Я достигаю…результатов.
Какие новшества вы будете вносить в учебный процесс, когда закончите педагогический колледж?
- регулярно буду вносить новшества в обучение;
-периодически;
-изредка;
-никогда не буду вносить новшества в учебный процесс.2
В заключение подчеркну ещё раз, что лишь педагог, владеющий инновационной культурой, может приобщить к ней учащегося. Сами инновационные методы и формы обучения способствуют формированию современных качеств личности – готовности к инновационной деятельности, работе в нестандартных ситуациях, открытости к новому, адаптивности и мобильности.
Терминологический словарь-справочник к теме
Инноватика педагогическая – сфера науки, изучающая процессы развития образовательных учреждений, связанные с созданием новой практики образования. Как наука педагогическая инноватика сравнительно молода, ей всего несколько лет, хотя инноватика как специальная отрасль нововведений возникла на западе ещё в 30 годы XX века, а само слово «Инновация» появилось в науке в конце XIX века в работах экономистов и культурологов.
Инновация (от лат.in – в, novus – новый) – нововведение, обновление, новинка, изменение.
Инновационная деятельность – аспект работы современной школы в режиме развития, под которым понимается последовательность определённых стадий, характеризующихся позитивными качественными изменениями.
Инновационный процесс – целенаправленное изменение, которое вносит определённую единицу – организацию, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы. Основная цель инновации как процесса – внести изменения, чтобы улучшить элементы. В этом процессе две стороны: предметная – показывает, что новогосоздаётся, процессуальная – как происходит рождение, распространение, освоение нового.
Инновационное обучение – особый тип овладения знаниями, альтернативный по отношению к «нормативному» обучению.
Инновационная культура педагога – это мера и способ творческой самореализации личности педагога в инновационной деятельности, направленной на создание, освоение и передачу инновационных ценностей, знаний и технологий.
Нововведение – процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое с помощью использования инноваций.
Новшество – явление, несущее в себе сущность способа, методики, технологии, организации и содержание нового.
Использованная литература:
1.Мынбаева А.К.,. Садвокасова З.М. Инновационные методы обучения.Учебное пособие.-3-е изд,. Доп. – Алматы, 2009. – 344с.